Перейти к основному содержимому

В Риге состоялась Международная научная конференция по истории церкви XX века

27-28 октября в Риге прошла Международная научная конференция «Церковь и тоталитарный режим: секуляризация и стратегии выживания». Конференцию проводил Институт философии и социологии Латвийского университета. В ней участвовали исследователи из России, Украины, Латвии, Эстонии, Германии, США.

На пленарном заседании были представлены доклады Ирины Пярт (Тарту) «Религия и память в посттоталитарном обществе», Евгении Токаревой (Москва) «Специфика церковно-государственных отношений в фашистской Италии. 1922-1943» и Марианны Шахнович (Санкт-Петербург) «Деятельность «Комиссии по истории религии» Коммунистической Академии (Москва, 1928-1930) и изучение состояния религиозности в СССР».

Историк из Санкт-Петербурга Иван Петров в своем докладе, посвященном стратегии выживания Русской православной церкви в послевоенном Крыму, привел сравнение поведения двух архиепископов: лояльного к советской власти Иоасафа (Журманова) и отстаивавшего права церкви арихиепископа Луки (Войно-Ясенецкого).

Константин Обозный, заведующий кафедрой церковно-исторических дисциплин Свято-Филаретовского института, представил доклад на тему «Деятельность института Уполномоченных Совета по делам РПЦ в период сталинского режима на территории Псковской и Новгородской области». В его докладе наряду с анализом деятельности уполномоченных были рассмотрены проблемы их взаимоотношений с партийными и гражданскими властями.

Несколько докладов были посвящены анализу деятельности уполномоченных Совета по делам религиозных культов ЛССР. Кроме этого освещались проблемы религиозной политики СССР на примере различных религиозных сообществ: православных, пятидесятников, менонитов, еврейских религиозных общин, католиков, грекокатоликов, старообрядцев. Прозвучали выступления, посвященные религиозной памяти о советских репрессиях в Хабаровске и Красноярске (Бенджамин Музакио), проекту «безрелигиозного христианства» пастора Дитриха Бонхеффера как теологической реакции на идеологию национал-социализма и феномену «смерти Бога» в послевоенном протестантском мире (Герман Боков), религиозному поведению учителей в ЛССР в 1945-1985 годах (Ирена Салениеце) и другие.

Александра Буданова, выпускница СФИ, исследователь истории братства епископа Макария (Опоцкого), в своем докладе рассказала об опыте жизни братства епископа Макария в советской России как примере внутреннего сопротивления тоталитарному режиму.

Модератор одной из секций Надежда Белякова подчеркнула уникальный опыт служения архимандрита Тавриона (Батозского) – духовника Спасо-Преображенской пустыни под Елгавой (Латвия), одного из самых ярких позднесоветских проповедников, проведшего в лагерях и ссылках в общей сложности 27 лет. О том, как ему удавалось собирать народ Божий на территории всего Советского союза в период хрущевских гонений на церковь и во время брежневского «застоя», рассказала в своем докладе выпускница СФИ из Риги Яна Калниня.

Конференция проходила на английском, латышском и русском языках. Одновременно с конференцией и при содействии ее участников в библиотеке Латвийского университета состоялась выставка, где были представлены книги и журналы по теме конференции. Среди них – последние номера Научного журнала СФИ по церковной истории и философии, а также сборник молитв братства Николая Неплюева «Звуки души» и избранные молитвы из наследия братства епископа Макария (Опоцкого).

Все новости