В РАНХиГС состоялась конференция «Религия и Русская революция»
Зоя Михайловна Дашевская,
декан богословского факультета СФИ
В центре внимания устроителей конференции были глобальные сдвиги в культуре и обществе Российской империи, историческим эпицентром которых стал 1917 год. Доклады касались истории политических и религиозных институтов, социологии процессов, связанных с религией, затрагивали разнообразные богословские, философские и художественные реакции на Революцию, повседневные религиозные практики.
Конференция готовилась полтора года и собрала чрезвычайно интересный состав участников – ведущих историков и культурологов из многих стран. В то же время, выступали и молодые ученые, аспиранты. Очень сильно выглядела американская исследовательская школа. Ее представляли профессор Грегори Фриз, Надежда Киценко, Скотт Кенворти, Вера Шевцова, Марк Стейнберг, Франческа Силано и другие ученые. Обращает на себя внимание общий исследовательский принцип: тщательный разбор конкретных кейсов и через это – попытка оценить происходящее, сделать выводы (Елена Намли, Ирина Пярт, Александра Медзибродски, Анна Соколова и другие). Среди российских участников конференции также были известные ученые: Елена Владимировна Белякова, Алексей Львович Беглов, Сергей Львович Фирсов, Павел Геннадиевич Рогозный, Александр Игоревич Мраморнов, Надежда Алексеевна Белякова, Владислав Бэнович Аксенов, священник Александр Мазырин, Марианна Михайловна Шахнович и другие.
Наш Свято-Филаретовский институт представляли ученый секретарь Юлия Валентиновна Балакшина (она выступила с докладом «От революции церковной к революции социальной: деятели движения ревнителей церковного обновления в 1917 году» на общей сессии в первый день, благодаря чему все участники имели возможность его услышать) и я. Как независимый исследователь на одной из секций также выступала также преподаватель СФИ Ирина Александровна Гордеева.
Мой доклад «Образы страны, церкви, народа и человека в молитвах о России революционного времени» был посвящен рассмотрению литургических текстов, позволяющих выявить точку зрения представителей определенной части Русской церкви на революционные события. Это покаянная молитва, которую читали в России в дни смуты, опубликованная вместе с «Полным Акафистом ко Пресвятей Богородице, явления ради чудныя Ея иконы “Державныя” в селе Коломенском, под Москвою, 2-го марта 1917 года»; Молитва и последование «Молебного пения о спасении Державы Российския и утолении в ней раздоров и нестроений», составленные архиепископом Анастасием (Грибановским); Молитва, создание которой усваивается патриарху Тихону, о спасении Церкви Православной, и датируется 1918 годом, а также Молитва покаянная из новогоднего поздравления 1907 года, созданная на десятилетие ранее в Крестовоздвиженском трудовом братстве Н.Н. Неплюева, но важная для данного контекста.
Эти тексты – достаточно редкие в русской богослужебной практике примеры живой литургической рефлексии на происходящее в формате «реального времени». Интересно, что все они представляют собой не индивидуальные молитвы для личного освящения, а соборные чины покаянного характера. Можно сказать, что появление таких литургических текстов стало богослужебным «продолжением» Поместного собора. Патриарх Тихон и представители епископата, инициировавшие покаянное усилие для всего народа, самим фактом совершения этих чинов выразили позицию церкви по отношению к происходящему и в то же время засвидетельствовали свою готовность к принятию ответственности за жизнь страны и нравственное состояние всех её общественных страт.
Хочется отметить, что структура конференции была всерьез продумана. Как всегда, жаль, что невозможно было побывать на всех секциях и услышать всех. Работа конференции проходила на русском и английском языках, некоторые докладчики во время своих сообщений свободно переходили с одного языка на другой, доклады и вопросы шли без перевода; широко использовались презентации. Конференция оставила очень хорошее впечатление благодаря не-идеологическому, подлинно исследовательскому подходу участников к самым разным сторонам такого масштабного явления, как религиозная составляющая событий 1917 года.
Юлия Валентиновна Балакшина,
ученый секретарь, заместитель заведующего кафедро церковно-исторических дисциплин СФИ
Замысел конференции был масштабным: многообразное международное научное сообщество, доклад министра Ольги Юрьевны Васильевой, попытка наконец поставить вопрос о роли церкви в событиях 1917 года. Воплощение тоже было любопытным, хотя в первый же день докладчики разошлись в оценках религиозности русского народа на момент 1914, а тем более 1917 года. Спорили о цифрах: какой процент солдат и офицеров отказался от исповеди и причастия после Февраля 1917 года (варианты – от 10 до 50 %). А без этого основания строить размышления дальше было нелегко. Была ли церковь в 1917 году маргинальной институцией, которую не брали в расчет политические силы, или она оставалась реальным основанием жизни народа, связующей силой национального единства, а значит, могла переломить ситуацию, предотвратить национальную катастрофу...
Конференция «Религия и Русская революция» состоялась в Российской академии народного хозяйства и государственной службы 26-28 октября. Организаторы конференции: РАНХиГС, Московская высшая школа социальных и экономических наук («Шанинка»), Журнал «Государство, религия, церковь в России и за рубежом», РГГУ.