В Москве закончила свою работу международная конференция «Свобода – дар Духа и призвание в церкви и обществе»
За два дня заседаний в ней приняли участие около тысячи священнослужителей и мирян из 26 епархий Русской православной церкви. В конференции также приняли участие представители Финской и Иерусалимской православных церквей, Экзархата русских православных церквей в Западной Европе, а также Католической, Лютеранской, гуситской и старообрядческой церквей.
Заключительный день работы конференции начался с работы четырнадцати открытых дискуссионных семинаров и круглых столов.
В центре обсуждения семинара «Cвобода и возрождение христианского иночества» стояла традиция иночества в миру. Участники вспомнили различные воплощения этой традиции, прежде всего в Русской православной церкви в XIX-XX вв. Они отметили, что сама по себе братско-общинная экклезиология представляет собой выражение того же стремления к полноте и целостности христианской жизни, к подлинному иночеству, хотя эта полнота далеко не всегда осуществляется на деле, так что для достижения ее требуются особые аскетические усилия. В ходе обсуждения участники неоднократно касались проблем семейного и безбрачного пути жизни христианина в евангельском контексте. Огромным вниманием была отмечена тема нахождения современных форм православной аскетической жизни, в том числе в форме послушничества для мирян, которое может не носить целожизненный характер и продолжаться от 3-х до 7-ми лет.
Семинар «Христианская миссия как явление свободы в церкви и обществе» собрал около 75 участников – православных, католиков и протестантов из России, Италии и США. Вопросы, обсуждаемые на семинаре, касались сущности, форм, методов и проблем современной христианской миссии, ее специфики в различных местных условиях. Многие участники делились своим миссионерским опытом, как личным, так и корпоративным. Большой интерес вызвал рассказ о многолетнем опыте миссии на Тайване среди традиционно буддистского населения.
Круглый стол по теме «Диалог с «другим» как проявление свободы» оказался непростым. Приглашенные на семинар специалисты по переводу библейских текстов, по христианско-иудейским и христианско-мусльманским отношениям сделали очень интересные и разносторонние доклады, однако акцент скорее приходился на диалог (в основном межрелигиозный), чем на условие диалога – на свободу человека, в нем участвующего. О реальности диалога прозвучал целый спектр мнений – от мысли, что возможность диалога между людьми почти неосуществима (т.к. каждый верующий невольник своих убеждений и подсознательно стремится убедить в них другого), до мысли о возможности диалога только в личном измерении (свободу в диалоге может проявить только конкретная личность, а не группа людей). Это привело дискуссию к понятию соборности. Итогом круглого стола можно считать тезис: обретение своего лица конкретным человеком, а также обретение своего лица общностью людей – путь осуществления того потенциала свободы, который и рождает свободный и позитивный диалог.
На семинаре «Свобода и иоанновская традиция» было отмечено, что для ранней церкви были характерны такие черты традиции, возводимой к имени ап. Иоанна Богослова, как особая мистическая любовь к Богу, внутреннее глубокое единство и личностная свобода, старшинство по дару Духа Святого, не только личное, но и общинное ответственное предстояние перед Богом, дары пророчества, эсхатологическая напряженность. Позже все это во многом переместилось в монашескую традицию и в течение веков оставалось не выявленным в жизни всех членов церкви. Однако в последние века возможность возвращения к этой, во многом забытой части церковной практики, стало вновь возможным через новые богооткровенные пути, в том числе через путь «белого иночества», монашества и иночества вмиру.
На семинаре «"Будь тверд и мужествен, и приступай к делу", или как жить в свободе» прозвучали три сообщения. В первом на основе анализа понятия мужества в истории мысли была сделана попытка выявить черты собственно христианского мужества. Был сделан вывод о том, что лучшее выявление христианского мужества – это свидетельство; для возрождения церковной жизни и сегодня требуется мужество веры, одним из "модусов" которого является живое христианское свидетельство. Во втором докладе были намечены пути гармоничного соединения опыта жизни Русской церкви ХХ века в России и в эмиграции: опыт открытого свидетельства, часто "до крови", и опыт дерзновенного усилия мысли – для просветления "Светом Разума" и Смысла всех сфер жизни человека и общества, их воцерковления. Именно на этом пути, по мнению одного из докладчиков, возможно возрождение всех разрушенных традиций жизни человека, церкви и общества в современной России. В заключение прозвучал замечательный рассказ об архиеп. Михаиле (Мудьюгине). Владыка Михаил в своей жизни являл собой живой пример настоящего исповедничества веры и непрекращавшихся до самой кончины усилий по просвещению подлинным Светом самых разных областей жизни.
На семинаре "Свобода и ответственность в литургическом возрождении" представители многих городов России, священники и миряне, говорили о том, что такое традиция в богослужении, что такое церковное отношение к традиции, о возрождении евхаристии как Таинства собрания и литургического воплощения природы церкви. Многое в таком понимании определяется экклезиологическим принципом жизни церкви как общины: ответственностью меньшего за большее – каждого члена собрания за всё собрание, включая и священнослужителей, и значит – за совершение евхаристии «единым сердцем и едиными устами». Прозвучал доклад о материалах Поместного Собора 1917-1918 гг. по реформе богослужения и размышления о том, в чем мы являемся наследниками молитвенного и литургического опыта новомучеников и исповедников российских, их устремленности к исповеданию живой веры.
Участники семинара «Духовное образование – путь к христианской свободе» обсудили проблемы, связанные с местом и ролью духовного образования, его востребованностью в нашей церкви в контексте христианской свободы. Говорилось о том, что ни подлинное богословие, ни философия не могут существовать вне духа свободы. На семинаре прозвучали доклады о христианской духовной школе эллинистического мира и об иудейской традиции изучения Торы. Также было отмечено и то, что христианин должен осознавать христианское просвещение и ученичество как свою духовную обязанность, право и дар Божий.
На семинаре «Свобода и достоинство человека» также прозвучало несколько докладов. Филологический экскурс позволил поставить рядом с понятием «достоинство» не только такие понятия как «честность», «драгоценность», но и «самосознание». В сообщении по христианской антропологии был представлен библейский взгляд на свободу и достоинство человека, а также то, что писали об этом отцы Церкви и Н.А. Бердяев. Далее речь шла о всеобщей декларации прав человека и образе Церкви в восприятии наших современников. Развернувшееся в рамках семинара обсуждение, с одной стороны, показало жизненную важность заявленной темы для общества и церкви, с другой – напомнило простые слова о. Сергия (Савельева) о необходимости для христианина искать причину всякого неустройства, в том числе церковного, прежде всего в себе, в своей общине и в своей эмпирической церкви и начинать с себя, с выправления своей жизни.
Направление разговора на круглом столе «Свобода и ответственность в церкви и обществе и последствия отказа от нее» задала опубликованная несколько месяцев назад издательством СФИ книга известного богослова Христоса Яннараса «Истина и единство Церкви», и прежде всего мысль автора о том, что главной ересью на пути церковной жизни является «отказ от способа существования, в котором церковь воплощает себя как бытийное единство и община». В ходе обсуждения прозвучали мысли о том, что свобода в церкви невозможна без творчества, что необходимо преодоление фрагментарности, разрывов и раздвоенности христианской жизни, как и всякого индивидуализма и невежества, приводящих к духовной слепоте, рабству вещам ложным или второстепенным.
Состоялись также семинары, поставившие в центр обсуждения такие проблемы, как свобода и общинность, эсхатологическое свидетельство церкви в современном мире, свобода и традиция, опыт диалога церкви и общества как «прорыв немоты», покаяние как исторический долг или путь к свободе.
Заключительное пленарное заседание было посвящено вопросам в некотором смысле более «практическим»: на нем прозвучали доклады, посвященные самым разным сторонам церковной жизни в контексте общей темы конференции.
Владимир Коваль-Зайцев (Санкт-Петербург) в докладе «Евхаристическое возрождение и Таинство собрания» поставил тему евхаристического возрождения в экклезиологический контекст, задавшись вопросом: что первичнее – евхаристия или единство? Он с горечью заметил, что чаще всего «Во время евхаристии мы чувствуем тотальную разделенность народа Божьего: клир отделен от народа, но и в народе каждый отделен границей своей индивидуальности. У каждого есть «свое дело», и принцип «все вместе на одно и то же» ныне нарушен». Докладчик отметил, что никакие внешние изменения, как бы они ни соответствовали по форме призывам евхаристической экклезиологии, не в силах изменить эту ситуацию, а подчас ее лишь усугубляют. Он также поделился опытом прихода храма во имя Новомучеников и исповедников российских (Санкт-Петербург), где есть плодотворный опыт постепенного решения проблемы указанного отчуждения.
Владимир Якунцев (Москва) предварил свой доклад «Миссия и научение вере как свидетельство жизни церкви» двумя эпиграфами – евангельским и ветхозаветным: «Вы свидетели сему» и «Верный свидетель спасает души, а лживый наговорит много лжи». Отметив, что миссия в течение последних пятнадцати лет, судя по общецерковным документам, является в Русской православной церкви сферой особой заботы, докладчик задался тревожным вопросом: почему же так невелик результат, почему влияние церкви на общество, на его дух так катастрофически мало? Среди причин этого, по мнению В. Якунцева, прежде всего два греха: лжесвидетельство (когда вместо церковного учения проповедуется откровенная ересь, такая как филетизм, национализм, модернизм или фундаментализм) и малодушие, когда человек, имея правую веру, боится говорить о ней, а тем более противостать заблуждениям.
Кристофор д`Алоизио, президент православного молодежного братства «Синдесмос» (Брюссель), изящно построил свой доклад «Православное свидетельство в постхристианской Европе» как развернутый комментарий к каждому из терминов, присутствующих в его названии и названии конференции. Свобода не существует отдельно; Бог раскрыл Свою свободу в жертвенной любви к миру, и человек, сообразный Богу, призван к тому же. По мнению докладчика, требует пояснения и термин «Европа», т.к. европейские страны очень многообразны, и Франция – совсем не то же, что Греция, а Польша не похожа на Великобританию. Термин «постхристианская» был поставлен под вопрос, ибо он предполагает существование в истории «христианского общества», что представляет собой скорее иллюзию, чем где-то и когда-то существовавшую реальность. И, наконец, православное свидетельство в отрыве от контекста общехристианского свидетельства в конфессионально мозаичной Европе просто не существует. В ответ на вопрос из зала Кристофор д`Алоизио более подробно рассказал о межконфессиональном сотрудничестве в сфере миссии.
Дьякон Антонио Санти (Римская католическая церковь) в докладе «Свобода и харизма духовных движений» подробно остановился на тех качествах церковных движений, которые позволяют им осуществлять свою миссию как в церкви, так и в обществе. «Первое задание всех движений – создать поле для Христа», – отметил докладчик.
Семен Зайденберг (Москва) в центр своего доклада «Духовная открытость и верность Истине. О мнимом и подлинном христианском единстве» поставил глубоко личное переживание динамики отношения к Преображенскому содружеству и его служению. Начав с подробного воспоминания о конференции «Единство церкви», прошедшей в 1994 г. и представлявшей собой попытку уничтожить два крупнейших движения 90-х гг. – Преображенское и Меневское – он сказал: «Все, чему меня научили прошедшие годы – что единство Церкви динамично, что это живой путь и он требует обновления». В конце доклада он поделился опытом недавней встречи с одним из архиереев РПЦ, принимавших активное участие в конференции «Единство церкви», а ныне обратившимся к паломникам из Преображенского содружества с проникновенными словами одобрения и любви: «сегодня в вашем лице посетил меня Христос».
Дмитрий Гасак (Москва) в докладе «Преемство жизни и стереотипы «верности традиции». К противоречиям современного церковного сознания» отметил живое многоообразие православной традиции: «Есть традиция приходская, и мы знаем, какого величия церковь достигала на этом пути; есть традиция общинная, и мы знаем, какой святости люди достигали в следовании ей. Есть традиция богослужения на церковнославянском, есть и традиция перевода богослужебных текстов». Задавшись вопросом, как не заблудиться в разных ветвях традиции, как стать ее подлинными наследниками, докладчик подчеркнул необходимость умения различать главное и второстепенное, или, по словам о. Александра Шмемана, «первосортное и третьесортное». Вспомнив предостережение митр. Филарета Московского о том, что нестроений в церкви накопилось больше, чем существует в ней средств для их преодоления, Д. Гасак с горечью отметил: «сегодня мы можем об этом сказать даже больше». В такой ситуации люди не могут не задаться вопросом: что же, слова Христа «…врата ада не одолеют ее» оказались ложными? Или это не та церковь? тогда где же та? «Но это противоречие между формами и рамками и живым движением разрешимо в том дерзновении, о котором говорит ап. Павел, в том риске, который в духовном мире – всегда путь к жизни; нужно иметь эту жажду жизни и не оглядываться на губительные обстоятельства мира сего».
Закончил последнее пленарное заседание доклад Владимира Рыжикова, председателя Преображенского Содружества братств (Тверь) «Харизма общинности и судьба церковного возрождения». Он отметил, что одной из главных проблем сегодня стало то, что миряне «вытеснены в притвор», что церковная жизнь воспринимается как «не их дело». «Работа, здоровье и семья: христианин должен решать эти проблемы. Если они будут решены, то будут решены все проблемы церковной жизни», – так описал докладчик обыденное церковное сознание. Говоря об опыте общинно-братской жизни, накопленном за десятилетия жизни Преображенского братства, В. Рыжиков вспомнил предчувствия именно такого выхода из кризиса, встречающиеся в творениях свт. Феована Затворника и еп. Михаила (Грибановского). «Общинное движение должно стать общецерковным» – сказал он и завершил свой доклад парафразом названия одной из статей О. Клемана: «Общины – свидетельство надежды в кризисной церкви».
Подводя итоги конференции, свящ. Георгий Кочетков (Москва) вернулся к вопросу о полноте веры. Он отметил, что церковь сегодня чаще всего говорит о себе в категориях этических и эстетических, свидетельствуя о красоте, о доброте. Но о полноте Истины давно не говорится. Однако, хотя немощность человека останется всегда – ведь даже апостолы согрешали – мы имеем «надежду, которая не постыжает», а эта надежда крепка тогда, когда она осуществляется во всех и всегда.
«Мы много говорили на нашей конференции о вещах трудных – не в смысле понимания; это была не академическая конференция, хотя в ней участвовали многие известные ученые», – сказал он в заключение. «Но опыт трезвенного познания истины, познания реальности церковной жизни нас не приводит к унынию, многие критические высказывания никак не колеблют нас в нашей вере и в нашей церковности. Мы вовсе не хотим перестать быть членами нашей церкви, мы просто хотим понять, как она могла бы лучше нести своё свидетельство». Напомнив, что «если мы видим, что кто-то что-то не делает – это всегда призыв прежде всего к нам – взять это на себя», о. Георгий заметил, что «ободрять, а не разрушать и не вгонять в уныние в тяжелых ситуациях – это удивительное свойство духовного общения, которым мы обильно напитались в прошедшие дни конференции».
Информационная служба СФИ