Перейти к основному содержимому

В Кракове прошла конференция, посвященная наследию Алексея Хомякова

28-31 мая в Кракове состоялась Международная научная конференция «Алексей Хомяков: Мы – соборность. Цельная жизнь в славянофильской мысли как ответ на современную раздробленность. Церковь, империя и современное государство».
Фото: facebook.com/krakowmeetings

Фото: facebook.com/krakowmeetings

Read this in English

Восьмые «Краковские встречи» по русской философии, организованные философским факультетом Папского университета Иоанна Павла II (Краков), Институтом философии Эдит Штайн (Гранада) и Международным центром по изучению христианского Востока (Гранада), собрали в Бенедиктинском аббатстве в Тынце более 50 человек из России, Польши, Украины, Словакии, Италии, Испании, Франции, Бельгии, Швеции, Англии, Аргентины, США, Израиля и других стран. Научный комитет конференции возглавляла профессор сестра Тереза Оболевич (Папский университет Иоанна Павла II). 

В конференции приняли участие первый проректор Свято-Филаретовского института Дмитрий Гасак, старший преподаватель СФИ Лидия Крошкина и выпускница СФИ Инна Ткаченко. 

Дмитрий Гасак

Дмитрий Гасак

Один из центральных вопросов, поставленных богословскими поисками Хомякова перед его друзьями из славянофильского круга, – вопрос об отличиях развития христианства на русской почве от эволюции европейского христианства. Дмитрий Гасак в докладе «Идея христианской соборности А.С. Хомякова: проекция церковного единства на общественную жизнь» размышлял о соотношении соборной природы Православной церкви с идеями, полагавшимися славянофилами в основание общественного единства тогдашнего российского общества, а также о влиянии идеи соборности на церковь и общество в современной России. Он поставил вопрос: возможен ли сегодня, когда и православная, и антихристианская государственная политика и идеология остались в прошлом, «новый синтез церковного и общественного, религиозного и светского»? 

Лидия Крошкина представила доклад «“Попробуем осуществить подлинную христианскую соборность”: мать Мария (Скобцова) об А.С. Хомякове и воплощении его идей». Видевшая свое и своих ближайших сподвижников призвание в том, чтобы практически воплощать церковные интуиции русских мыслителей, и прежде всего Хомякова, мать Мария стремилась не просто осознать над собой купол Церкви, но стать одним из Ее «живых камней». Лидия Крошкина напомнила, что организованное матерью Марией в 1935 году Объединение «Православное Дело» было не просто благотворительной организацией, а в первую очередь сообществом, которое пыталось осуществить «соборно-личный метод», противопоставить всем лживым отношениям между людьми подлинное человекообщение. 

Инна Ткаченко рассказала о том, как учение Алексея Хомякова о соборности воплотилось в опыте его собственного христианского служения. 

В докладах затрагивались влияние мысли Хомякова на славянофилов и русскую религиозно-философскую традицию, отражение его богословских взглядов в художественном наследии Николая Лескова (Марта Лукашевич, Варшавский университет), рецепция идеи соборности в наследии митрополита Антония (Храповицкого) (Елена Борисова-Юрковская, Варшавский университет), в творчестве членов «Новосёловского» кружка (Анна Резниченко, РГГУ), присутствие идей старших славянофилов в размышлениях неославянофилов-«путейцев» (Олег Марченко, РГГУ), отражение концепции Церкви-общины в христианском персонализме А. Мейера и М. Пришвина (Елена Кнорре, ПСТГУ), рецепция идей Хомякова в творчестве Елизаветы Скобцовой (Наталия Ликвинцева, Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына) и многие другие вопросы. 

Ключевой была тема соборности – богословской интуиции Хомякова, которую устроители и участники конференции по прошествии лет находят все более своевременной и актуальной. Признавая важность историко-философских изысканий в этой области, организаторы подчеркивают, что «необходимо превозмочь некий комплекс, сводящий исследования к некоторому подобию “экзотической философской археологии”», ведь когда философия начинает сводиться исключительно к исследованию прошлого, она перестает быть философией (то же происходит и с богословием). 

По мнению устроителей «Краковских встреч», работы Хомякова «предстают сегодня как провокация, помогающая нам снова защитить христианскую мысль от колонизации модерна, вывести ее из пустыни просвещенческой отвлеченности, чтобы она вновь смогла помочь современному человеку найти настоящую альтернативу: пространство любви и истины, живой опыт Церкви». Обращаясь к наследию Хомякова, в котором Церковь открывается как связанный с обществом, но несводимый лишь к социальному институту или доктрине «живой организм истины и любви, насыщенный духом соборности», участники конференции попытались вынести из мысли Алексея Степановича нечто для современной церковной и общественной жизни. 

В конференции приняли участие представители Московского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного университета, Российской национальной библиотеки, НИУ ВШЭ, Образовательного фонда имени братьев Сергея и Евгения Трубецких, Библиотеки истории русской философии и культуры «Дом А. Ф. Лосева», Череповецкого государственного университета, Университета Хасселт (Бельгия), Колледжа Святой Схоластики (США), Стэнфордского университета, Техасского университета в Остине, Университета Марии Склодовской-Кюри (Польша), Полтавского национального технического университета имени Юрия Кондратюка (Украина), Университета Лион-3 имени Жана Мулена (Франция), Словацкой академии наук, Университета имени Коменского в Братиславе, Трнавского университета, Аргентинского папского католического университета и других научных и образовательных институтов.