Перейти к основному содержимому

В Европейском университете в Санкт-Петербурге состоялась конференция «Память и конфессии»

22–24 ноября в Европейском университете в Санкт-Петербурге прошла конференция «Память и конфессии», организованная Центром изучения культурной памяти и символической политики ЕУСПб при поддержке РАНХиГС. В конференции приняли участие представители Свято-Филаретовского института.

«В сложившейся на сегодня обстановке в нашей стране определённая часть работы в сфере коллективной памяти, прежде всего памяти о политических репрессиях советского периода, очень затруднена, — отметил профессор Европейского университета доктор исторических наук Алексей Миллер, открывая событие. — В этой ситуации активность религиозных общин, сообществ, братств имеет немножко больше пространства для реализации».

«Я по счастливому случаю оказался в прошлом году в жюри премии “Жить вместе” в номинации “Память”, — добавил историк. — И через эту “замочную скважину” я увидел сотни разбросанных по всей стране низовых инициатив, связанных не только с темой репрессий, то есть увидел, как много различных акторов с очень разной мотивацией скрывается за единым баннером “Русская православная церковь”».

Возможно ли наладить взаимоуважительное и взаимопонимающее сотрудничество и в практической деятельности в сфере памяти, и в её изучении? Поискам ответа на этот вопрос во многом была посвящена конференция.

О том, как сегодня могут осуществляться церковные коммеморативные инициативы на примере Преображенского братства, основанного в 1990 году священником Георгием Кочетковым, рассказал его председатель, первый проректор Свято-Филаретовского института Дмитрий Гасак.

Он обратил внимание на существенную для восстановления целостной церковной и личной исторической памяти «проблему поиска того поворотного момента, с которого путь человека или народа поменял своё нормативное течение, извратился, что привело к катастрофе».

«Таким временем для Русской православной церкви, а следовательно и для нас, является XX век — время масштабного уничтожения церковной и народной жизни, установления новых смыслов, новых ритмов, новых границ, — отметил Дмитрий Гасак. — И это время, по крайней мере с точки зрения православных людей в России, нельзя обойти».

Все инициативы Братства постепенно разворачивались из понимания необходимости возрождения Русской церкви и всех служений в ней после тотального разрушения в советское время, то есть «вырастали из потребности восстановления её полноценной жизни именно в качестве Церкви как собранного во Христе народа Божьего», рассказал первый проректор СФИ. «Это понимание было целью и смыслом служения Братства с самого его начала, именно так мы понимаем свою харизму, — пояснил он. — Конечно, в России православная церковь исторически связана с народом, обществом, государством. И хотя после 1917 года наступил радикально иной период, в богословской литературе его нередко называют постконстантиновским, не учитывать эти исторические связи невозможно».

Вместе с тем Дмитрий Сергеевич добавил, что «церковь в советское время не только погибала, но и жила, и эту жизнь, от которой осталось очень мало материальных и устных свидетельств, также необходимо узнать, воспринять, установить соответствующие связи, может быть даже личного порядка, поскольку это наши предшественники по вере». Как наиболее ценное для современной церковной жизни направление исследований Дмитрий Гасак выделил осмысление опыта братских союзов в русском православии, коммюнатарного опыта церкви в XX веке.

Во многом из работы преподавателей и выпускников Института в этих направлениях вырос исторический факультет Свято-Филаретовского института с образовательными программами по церковной и социальной истории XX века.

«Разумеется, возникает масса вопросов, касающихся семейных судеб советского времени — как политические, общественные, культурные аспекты оказали влияние на судьбу той или иной семьи, — добавил Дмитрий Сергеевич. — Многие ищут свои корни, но проблема не только в поиске и выявлении родовых связей, но и их осмыслении, их оценке. Здесь испытывается и мужество, и милосердие, и трезвый взгляд на судьбы наших близких в контексте истории страны».

В год столетия революции Братство впервые предложило особым образом отмечать Неделю скорби и покаяния с 30 октября по 7 ноября, а в 2022 году в связи со столетием воззвания патриарха Тихона о собирании в церкви духовных союзов — отмечать 1 февраля День православных братств, что нашло отклик в церковных кругах.

Также Дмитрий Гасак рассказал об участии в заботе о местах памяти в сотрудничестве с церковными и общественными организациями, краеведами и просто энтузиастами, культурных событиях, знакомящих «с русской, то есть не советской, культурой советского времени», подростковых экспедициях, призванных помочь детям приобщиться к опыту исторической памяти, разнообразных издательских, научных и просветительских проектах.

«Диалог с учёными, историками, философами имеет здесь очень большое значение, но, наверное, главное — это сознание самих участников коммеморативной деятельности, обычных людей», — заключил Дмитрий Гасак.

На конференции выступили заведующий лабораторией полевых исследований РАНХиГС кандидат социологических наук Дмитрий Рогозин («Память о трудном прошлом: итоги социологического исследования»), представитель Благотворительного фонда «Жить вместе», главный редактор медиапроекта «Стол» Андрей Васенёв («Развитие инициатив сохранения памяти в практиках номинантов премии «Жить вместе» с 2019 по 2024 год»), декан факультета религиоведения СФИ кандидат философских наук Маргарита Шилкина («Молитва памяти – духовное пространство межрелигиозного и межконфессионального общения»), профессор СФИ и РГПУ им. А.И. Герцена доктор филологических наук Юлия Балакшина («Левашовское мемориальное кладбище: политика памяти и примирения»), директор Мемориального научно-просветительского центра «Бутово» Игорь Гарькавый («Бутовский полигон как место памяти»), выпускник СФИ кандидат технических наук Сергей Оболенский с сообщением «Проблемы церковного и общественного поминовения жертв советских репрессий (на примере бывшего спецполигона НКВД «Коммунарка»)», доцент Бурятского государственного университета доктор социологических наук Тимур Бадмацыренов («Будущее в прошедшем: коммеморативные практики буддийских сообществ Бурятии»), старший научный сотрудник Музея истории ГУЛАГа Илья Удовенко («Взаимодействие с представителями религиозных организаций различных конфессий. Опыт Государственного музея истории ГУЛАГа») и другие.

Программа доступна на сайте организаторов.