Мёртвое тело как орудие борьбы со смертью?
В рамках IV Конгресса Русского общества истории и философии науки «Наука, технологии и ценности в неустойчивом мире» состоялся круглый стол «Дар и донорство как научная, философская и медицинская проблема».
Свято-Филаретовский институт представляла кандидат философских наук, учёный секретарь Алина Патракова, которая осветила проблему биомедицинской объективации человека в докладе «Завещание себя науке: эпистемологические и аксиологические аспекты донорства тела в образовательных целях».
Исследователь предприняла попытку ответить на вопрос, можно ли считать объективацию мертвого человеческого тела этически нейтральной.
«С одной стороны, речь идет об эпистемологических основаниях донорства тела — главным образом о превращении человеческого тела в объект научного исследования. Завещание своего тела науке подразумевает превращение останков, погребение которых в норме предполагает уважение к памяти конкретного лица, в некий безымянный артефакт. Тогда тело утрачивает связь с идентичностью донора, — пояснила Алина Патракова. — С другой же стороны, аксиологические предпосылки подобных практик свидетельствуют о том, что мертвое тело наделяется инструментальной ценностью и выступает в качестве орудия борьбы со смертью для знания будущих поколений. Вероятно, решающее значение здесь может иметь фокус взгляда, определяемый личным отношением к умершему».
«Если в рамках биомедицинской объективации человеческому телу приписывается инструментальная ценность, то для любящего взгляда, направленного на другого изнутри личного отношения к нему, лицо и тело этого конкретного человека самоценны и не сводимы к социальным, эстетическим или каким-либо иным функциям», — говорит исследователь.
Рассуждая об объективации человека, Алина Патракова приходит к выводу о неустранимом противоречии между данными подходами, оставляя открытым вопрос о возможности полного отделения личности человека от мертвого тела, которое он завещал науке.
IV Конгресс Русского общества истории и философии науки организован Министерством науки и высшего образования РФ, Вологодским государственным университетом, Институтом философии РАН.