Перейти к основному содержимому

Труп красоты или религиозный восторг?

Первый после летнего перерыва булгаковский семинар научного студенческого общества СФИ, состоявшийся 5 октября, был посвящён обсуждению духовно-нравственного осмысления протоиереем Сергием Булгаковым взаимоотношений светской и церковной культуры, в также его оценке картин художника Пабло Пикассо, работ скульптора Анны Голубкиной, росписей Патриаршего Свято-Владимирского собора в Киеве художником Виктором Васнецовым, архитектуры храма Святой Софии в Константинополе.

«Христианское искусство немало повлияло на духовную жизнь отца Сергия Булгакова. В записной книжке сохранились воспоминания о двух его встречах со знаменитой картиной “Сикстинская Мадонна” великого художника итальянского Возрождения Рафаэля Санти. В юности это полотно вызвало у него “религиозный восторг”, стало беспрецедентным событием, “откровением (ему) Богоматери”. Через несколько лет, после рукоположения, эта картина показалась ему двусмысленной в силу чрезмерно плотского изображения Мадонны. Однако именно первая встреча с этим полотном стала вспышкой Света Христова в “марксистский” период жизни, когда он был очень далёк от церкви», — рассказала в установочном сообщении выпускница СФИ Неонилла-Нелли Бедеркина, защитившая минувшим летом выпускную работу об осмыслении отцом Сергием взаимоотношений светской и церковной культуры.

«Когда отец Сергий покинул советскую Россию, его верным другом и помощником многие годы была его духовная дочь Юлия Николаевна Рейтлингер (впоследствии инокиня Иоанна), которая стала выдающимся художником, во многом благодаря его духовному руководству. В общении с ней сам отец Сергий черпал большое вдохновение, размышляя о призвании художника и иконописца, а также о возможности преодоления разрыва светского и духовного в христианском искусстве», — отметила Неонилла-Нелли.

«Мысль протоиерея Сергия Булгакова и некоторых других религиозных философов в оценке искусства поражает своей причастностью. Это всегда разговор не об эстетике лишь, как об отвлечённой дисциплине, но о том, что искусство пронизывает нашу жизнь и немыслимо вне соотнесения с человеком и Богом, это всегда практический разговор о нас и нашем пути, о победе над смертью или поражением перед лицом сил мира сего», — поделился один из инициаторов семинара старший преподаватель СФИ кандидат философских наук Александр Волков.

Цель серии семинаров научного студенческого общества, посвящённых наследию протоиерея Сергия Булгакова — внимательное прочтение его основных работ с обсуждением ключевых проблем его богословской мысли. В рамках данного семинара участники дискуссии обращались к трудам «Церковь и культура» (1906), «Тоска. На выставке Анны Семёновны Голубкиной» (1915), «Труп красоты. По поводу картин Пикассо» (1914) и другим.

Все новости