Свой, чужой, Другой
Понятие «своего» и «чужого» в авраамических религиях и религиозные основания расширения круга «ближних» — тема итоговой работы Екатерины Хмельновой. Как соотносится императив четко соблюдать границы Народа Божьего, присутствующий во всех исследуемых традициях, с призывом к расширению границ «своего» и заложенным в самом опыте веры стремлением в перспективе распространить пределы этих границ на всё человечество как на творение Единого Бога? В эссе, написанном с опорой на философскую и религиоведческую литературу, сделана попытка отыскать в священных текстах Ветхого и Нового заветов и Корана, религиозные основания для преодоления враждебного отношения к чужому и в пределе для включения его в круг ближних.
Содержание основных парадигм культурной антропологии XX века, посвящённых феномену «примитивной религии», стало предметом анализа Инны Хальзовой. «В работе изложены фундаментальные идеи, отражающие своеобразие теорий примитивной религии, сложившихся в рамках социологической школы в культурной (социальной) антропологии, функционального и структуралистского подходов, неоэволюционизма. Работа удачно раскрывает идеи Люсьена Леви-Брюля, Бронислава Малиновского, Клода Леви-Стросса, Лесли Уайта. Один из разделов посвящён концепции культурной преемственности Маргарет Мид», — отметил доцент Свято-Филаретовского института кандидат культурологии Александр Баранов.
Юрий Заверюха исследовал проблему сходства и различия Торы, соединяющей в себе статус богооткровенного и юридического текста, и современного ей правового кодекса Хаммурапи. Автор работы сопоставил, как в этих двух системах регулируются разные сферы жизни: уголовное, семейное право и другие.
Работа Светланы Зеновой представляет собой сравнительный анализ категорий социального и индивидуального в религии в концепциях двух авторов — Эмиля Дюркгейма и Бронислава Малиновского.
Категории время и вечность в «Исповеди» блаженного Августина стали предметом исследования Галины Золотовой.
Развитие конфуцианской религиозно-этической системы (Конфуций, Мэн-цзы, Чжу Си) проследил в своей итоговой работе Игорь Чирва. Роль личности Марии (Керовой) в становлении и развитии народного движения беседников исследовала Екатерина Черных, защитившая ранее на богословском факультете бакалаврскую работу об этом христианском движении.
Также в работах исследовались опыт создания систем христианского воспитания детей и молодежи в православном Крестовоздвиженском трудовом братстве в России рубежа XIX и XX века и в Русском студенческом христианском движении в эмиграции (Татьяна Гурьянова); религиозные мифологемы современного сознания (Ангелина Акайкина); понятие и структура религиозного опыта (Елена Волкова); основные этапы развития буддизма в Корее (Линда Долгоненко).