«Свидетельство Церкви всегда своевременно»

— В название конференции внесено словосочетание «соборная православная экклезиология». Означает ли это попытку поставить проблему и найти образ такой экклезиологии или вы воспринимаете это понятие как то, по поводу которого существует консенсус?
— Когда мы в оргкомитете разрабатывали тематику конференции и готовили ее анонс, то искали ту формулировку, которая с одной стороны, точно обозначала бы цель конференции, с другой — вызывала бы положительный отклик и желание коллег, интересующихся православным учением о Церкви, участвовать в разговоре, а с третьей стороны, — чтобы это название никого не отталкивало. Как известно, есть разные представления о типах экклезиологии, поэтому сочетание «соборная православная экклезиология» мы предложили для того, чтобы не вступать в спор о терминах. Тем более, что оно вполне традиционное, но одновременно обозначает важнейшее свойство Церкви — кафоличность, с осмыслением которого связан концепт соборности, который разрабатывался в русской богословской мысли XIX−XX века. Так что это название отражает как традиционное представление о Церкви, так и актуальность современных экклезиологических вопросов.
Нам представляется, что сейчас задачи богословского осмысления современной жизни Церкви, богословского образования в Русской православной церкви требуют напряжённой работы и собирания научно-богословских сил. С этой целью уже не первый год СФИ проводит конференции, посвященные проблемам православной экклезиологии. Одна из них была посвящена евхаристической экклезиологии отца Николая Афанасьева, ещё одна — проблеме единства Церкви в разных его измерениях. В этом году мы предлагаем обсудить православное учение о Церкви в соотношении трёх его аспектов — веры в Церковь, познания Церкви и устройства церковной жизни.
— Как эти аспекты соотносятся между собой? Каково их значение для церковной жизни и для экклезиологической мысли?
— Прежде всего хотелось бы разобраться в различии этих аспектов, в их приоритетности для церковного сознания. Часто, говоря об экклезиологии, подразумевают или некое учение о Церкви, или то или иное церковное устройство, а о вере в Церковь даже не упоминается. В иных случаях веру в Церковь прямо переносят на современное церковное устройство будто бы одно из другого непосредственно и беспроблемно следует. А нередко разбирающиеся в учении о Церкви и активно участвующие в церковной жизни священнослужители и миряне исполнены пессимизма и даже уныния и как раз веры в Церковь не являют. Поэтому первая задача настоящей конференции — способствовать различению этих аспектов экклезиологии.
Кроме того, всем очевидно, что далеко не всегда в наше время практика церковной жизни соответствует учению о Церкви и нашей вере в Неё. Но в то же время все члены церкви должны быть заинтересованы в том, чтобы вера в Церковь, наше знание о Церкви и устройство церковной жизни сближались и это — вторая важнейшая цель симпозиума.
Вера, познание и церковная жизнь нередко находятся в проблемном соотношении. Каковы эти проблемы, в чём их острота на сегодняшний день, какие можно предложить пути решения, надеемся, станет яснее из докладов и обсуждений, которые будут представлены.
— Одной из проблемных тем представляется тема служения верных. Какими служениями можно описать многообразие сегодняшней церковной жизни? Остается ли в современной практике неизменной иерархия церковных служений, намеченная апостолом Павлом или современное церковное сознание и жизнь церкви требует каких-то корректировок?
— О служении как об основном содержании церковной жизни открыто заговорили в православии только в ХХ веке. Особенно много об этом размышлял отец Николай Афанасьев. Он утверждал, что дар Духа даётся верным для действия в церкви и без этого действия этот дар остаётся непроявленным. Поэтому для всех верных, согласно его учению, действие выражается в служении царственного священства народа Божьего, которое реализуется в сослужении в церковных таинствах, прежде всего евхаристическом. А особые служения, такие как управление, предстоятельство, пророчество, учительство, дарованы уже не всем.
Но церковная жизнь в последнее столетие, — и в условиях советских гонений, и в условиях свободы в эмиграции, — а также исследования раннехристианской традиции дают повод развить взгляд отца Николая. На это обратил внимание священник Георгий Кочетков, который заговорил о том, что возможность и даже необходимость личного служения открыта для каждого верного. Но служение в церкви нужно найти, обрести, а это непростая задача, поскольку служение в церкви — это не любая активность в ней.
Сейчас, в секулярную эпоху, уже недостаточно говорить только об общем служении народа Божьего, которое воплощается в таинственной жизни церкви, в храмовом богослужении. В то же время перечислить все возможные виды служений в современной церковной жизни по примеру известного высказывания апостола Павла тоже невозможно, да и вряд ли нужно.
Конечно, среди служений в церкви есть своя иерархия. История церкви так сложилась, что представление о полноте служения в обыденном церковном сознании связано со служением епископа, пресвитера, дьякона, то есть служением иерархическим, или монашеским призванием. Так в истории отразилось различение жизни «в мире» и жизни «не от мира». Но всё же мы не должны забывать, что служение — это духовный дар, который даётся всем верным, в том числе живущим в мире и не имеющим иерархического поставления. Здесь требуется уже духовное различение служений, подобное тому, какое было у апостола Павла. Его различение не имеет сакраментально-иерархической основы, поэтому он пророчество и апостольство ставил на первое место, а дар языков, исцеление, управление — на последующие места. Такого рода различение, раскрывающее тайну единства Церкви, возможно и даже необходимо и сейчас. Для этого все в церкви, преимущественно, конечно, старшие в ней, должны понимать, что сейчас для неё необходимо в первую очередь, а что может быть вторым и третьим. Я считаю, что сейчас приоритетными служениями являются катехизическое и миссионерское, а служение милосердия, диакония, например, уже может быть на втором месте несмотря на то, что это тоже важно и церковь много в этом направлении делает. Для Церкви принципиально важно не путать порядок этих вещей, потому что иначе её жизнь начинает сбиваться, отклоняется от маршрута, установленного для неё Богом.
— Итоговый круглый стол планируется посвятить проблеме экклезиодицеи. Проблема неполноты и потери веры в Церковь очень остро стоит сегодня как для тех, кто смотрит на неё как бы извне, так и для тех, кто считает себя церковными людьми. Как можно восполнять веру в Церковь? От кого это зависит в первую очередь?
— Действительно, это острейшая проблема современной церковно-общественной жизни, а следовательно, это одна из наиболее проблемных тем нашей конференции. Мы сформулировали её так: «От экклезиологии к экклезиодицее». Пока мы спорим о том, как в церкви обретать достойный уровень самосознания, как адекватно устраивать современную жизнь церкви, мир идёт вперёд. Сегодня мы сталкиваемся с тем, что основная трудность в деле христианского свидетельства — недоверие к Церкви. Уже мало кто борется с Богом, но в отношении Церкви негативные высказывания и действия можно слышать и видеть очень часто. Можно сказать, что дискредитация Церкви — это общемировой тренд, масштабный и сложный, развивающийся не только в отношении православия, но и в отношении католичества и даже протестантизма. Это одна из особенностей постконстантиновской эпохи, которую ещё называют секулярной. Мир вовсе не нейтрален по отношению к Церкви Христовой. Данная проблема является острой и для нашей страны, которая пережила ХХ век и где недоверие к Церкви, к церковной жизни, её традиции и культуре по-прежнему очень велико. Недавно прошёл Общемосковский крестный ход. Достаточно посмотреть, как освещали это событие центральные средства массовой информации и что они в эти же дни печатали в качестве актуальных новостей, чтобы понять, каково отношение к Церкви. Проблема оправдания Церкви для христиан, для церковных людей становится проблемой номер один, и поэтому можно сказать, что настало время экклезиодицеи.
Сегодня люди, находящиеся в духовном поиске, претыкаются не столько о вопросы богопознания, веры во Христа как Сына Божьего, сколько о проблему веры в Церковь. Часто люди готовы доверять Богу, но доверие к Церкви у них находится на таком низком уровне, что это препятствует их духовной жизни. В большинстве случаев они не чувствуют связи между верой в Бога и верой в Церковь. Некоторые убеждены, что Бог пребывает на небе и в сердце человека, а церковь — это просто институция, которая узурпировала права на духовную жизнь, которые принадлежат всем людям, и не хотят иметь с ней дело. Ответственность за такое положение в первую очередь несут церковные люди, ведь не даром апостол сказал, что по нашим грехам «имя Божье хулится у язычников» (Рим 2:24). Люди плохо понимают, что такое Церковь, и что грехи, которые они связывают с Церковью, грехи в церкви – это не грехи Церкви, а грехи против Церкви. Эти проблемы не пройдут сами по себе, всё это нужно в церкви всерьёз обсуждать и действовать, чтобы изменить ситуацию.
Осознание этой необходимости приходит, но с большим опозданием и в редуцированном виде. Евангелие показывает собрание учеников Христа не просто кругом поддержки Учителя, это не те, кто солидаризировался с Ним в тех или иных вопросах жизни. Ученики восприняли Его слово, веру и жизнь так, что явили единство, ставшее мощным духовным магнитом для людей. Церковь как единство взаимной любви свидетельствует о просвещении Богом всякого человека. Иногда в перипетиях общественно-политических противостояний кажется, что церковь участвует в перетягивании каната разными действующими в этом мире силами. Но ведь это только малая и далеко не главная сторона жизни церкви в мире. Мы надеемся, что наша конференция послужит не только углублению нашего знания о Церкви, но и просветлению и укреплению нашей веры в Церковь, что, даст Бог, повлияет и на нашу церковную жизнь.
— А какое значение проблема ослабления веры в Церковь имеет для людей, находящихся в её границах?
— Прежде всего, досадно то, что вера в Бога и в Церковь не имеют достойного и полноценного воплощения в жизни. Христос явился на землю и явил Бога в полноте — в этом основная острота, основная силовая линия всех споров о Боге во все времена. Вопрос о Церкви стоит не менее остро, и поэтому вера в Церковь должна находить адекватное воплощение. В современной церковной жизни мы этого не видим.
Для кого-то церковь ассоциируется с обрядом, который освящает жизнь, поэтому люди и приходят в храмы. Момент освящения важен, но это не меняет в корне жизнь людей. Кто-то смотрит на церковь как на религиозный аспект национальной истории. И есть ещё много разных типов восприятия церкви, о чём прекрасно написала монахиня Мария (Скобцова). Но мы говорим о вере в Церковь и о воплощении этой веры. Христос сказал: «по тому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13:34–35). Евангелие утверждает, что нас должны узнавать в первую очередь по взаимной любви, об этом замечательно писал Алексей Хомяков. От нашей веры до нашей жизни должно быть полшага, а иногда сталкиваешься с тем, что верим мы одним образом, а живем по иным законам. Но не забудем, что «царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф 12:25).
— В начале XX века с особой остротой зазвучал вопрос о границах Церкви. Это было связано со стремлением христиан из разных конфессий к сближению. Какой экклезиологический вопрос вы назвали бы главным сейчас?
— Тот, о котором мы говорим: в какой мере Церковь являет собой братство детей одного Отца. У нас есть много символов христианства — нательные и наперсные кресты, храмовые обряды и таинства, да и сами храмы — но каковы наши межличные отношения и связи как членов единой Церкви. Живём ли мы, по слову Евангелия, присутствует ли посреди нас Христос и видят ли это другие люди – вот ключевой и самый трудный вопрос церковной жизни. Конечно такие слова могут звучать абстрактно: в мире столько противоречий, разделений и вражды, что слово о единстве звучит как наивный детский лепет. Но именно это слово прозвучало из уст Христа и если мы всмотримся в I век, когда христианство появилось как духовное движение в истории, то увидим и там смуту, разделения и вражду. Христос пришел спасать мир, поэтому свидетельство Церкви всегда своевременно, если оно открывает в слове и жизни полноту евангельской истины о Боге и человеке.
Готовя конференцию, мы стараемся находить наиболее острые вопросы современной церковной жизни, но какие будут предложены решения, в каких аспектах эти проблемы будут представлены, покажет наша встреча. Мы надеемся, что в ней будут участвовать представители разных богословских школ и приходов, и наши православные братья из-за рубежа, и даже представители католической и протестантской церквей. Так что мы ожидаем серьёзного и многостороннего разговора, который, надеюсь, принесёт свой добрый плод для богословской науки и образования, для всей жизни Церкви.