Перейти к основному содержимому

Священник Георгий Кочетков: эпоха вселенских соборов закончилась, нужно искать новые пути соборности

«Когда соборность будет вырастать снизу, тогда она обновится, раскроется по-новому, обретет силу и снова поможет людям преодолевать соблазны разделения, индивидуализации, национализации от слова “национализм”, когда люди любят только своих, только людей своей нации, только людей своего народа и больше никого».
Фото: foma.ru

Фото: foma.ru

Read this in English

Эпоха вселенских соборов закончилась, нужно возрождать изначальное понятие соборности церкви и искать новые пути ее воплощения, в том числе снизу – через живые отношения между людьми, заявил ректор Свято-Филаретовского института (СФИ) священник Георгий Кочетков, комментируя ситуацию, сложившуюся с намеченным на 16-26 июня Всеправославным собором на Крите.

Всеправославный собор готовился более 50 лет, он должен был стать первым более чем за тысячу лет собранием предстоятелей и представителей православных церквей. От участия в нем уже отказались церкви Сербии, Болгарии, Грузии, а также Антиохийский патриархат. В понедельник 13 июня Священный синод Русской православной церкви также «признал невозможным участие в Соборе на Крите Русской Православной Церкви в условиях неполного представительства Церквей».

«Сейчас во всем православном мире идет разговор о созыве Всеправославного собора. Что будет в ближайшее время, сказать трудно, но дело не в этом. Я думаю, все колоссальные трудности, связанные с созывом и формой проведения, принятием решений этого собора, связаны не просто с дезинтеграцией церковной жизни, а с тем, что снова надо менять само понятие соборности Церкви».

Отец Георгий напомнил, что до Первого Вселенского собора «соборность, кафоличность церкви воспринималась прежде всего как собранность церкви изнутри, как единая жизнь в духе, как “единство духа в союзе мира” (Еф 4:3). Начиная с Первого Вселенского собора акцент ставится иначе, соборность была как бы дополнена новым смыслом – консилиарностью, и выражение соборности стали видеть во Вселенских соборах».

Однако после окончания Константиновской эпохи, связанной с симфонией церкви и государства, соборность уже не может определяться через консилиарность, уверен отец Георгий: «Надо возвращаться к тому понятию соборности, которое было в церкви до Первого Вселенского собора, и тогда будут возможны и соборы, и настоящее единство, которого на сегодняшний день нет», – сказал ректор СФИ.

Он выразил уверенность в том, что продолжать эпоху вселенских соборов не нужно: «их нет и не будет». «И даже если соберется через неделю Всеправославный собор, вселенским он не будет. Традиционно считается, что их было семь, и за это можно поблагодарить Бога. История вселенских соборов была сложная, неоднозначная, трудная, но в целом все-таки чрезвычайно важная для всей церкви, для всех ее чад. Но эта эпоха действительно закончилась, и нужно искать, как выражать нашу соборность, как ее воплощать», – подчеркнул священник.

По его мнению, «нужно начинать, безусловно, с соборности местной, снизу, такой, которая бы рождалась от живых отношений единства и любви между верными – верными Христу и Церкви и друг другу людьми». «Когда соборность будет вырастать снизу, из почвы, от живых соков благодати, тогда эта соборность обновится и раскроется по-новому, обретет силу и снова поможет людям преодолевать все искушения и соблазны разделения, индивидуализации, национализации от слова “национализм”, когда люди любят только своих, только людей своей нации, только людей своего народа и больше никого», – сказал священник. Он подчеркнул, что «этому подвержены, к сожалению, все современные нации в разной форме и разной степени, и, увы, от этого никто не свободен, иллюзий здесь тоже не должно быть никаких». Отец Георгий напомнил, что это явление – филетизм – было осуждено на одном из Константинопольских соборов.

«Очень важно возрождать церковную соборность, потому что без этой соборности нет кафоличности, а без кафоличности нет самой Церкви. Нет того, что принес Христос нам как дар, как дар жизни совместной, как дар жизни нового Народа Божьего… А сейчас есть огромный соблазн в человечестве отторгать этот Божий дар, его “преодолевать”, показывая пальцем на недостатки или грехи отдельных христиан или христианских структур, делать неправомерный вывод о том, что все христианство ничего не улучшает в этом мире, ничего не способно больше дать – если и давало, то больше не способно дать всему человечеству. Это совершеннейшая неправда, это клевета на благодать Божью, на Самого Бога и хула на Церковь», – подчеркнул ректор СФИ.

«Но чтобы можно было это доказать, нам нужно измениться, нам нужно заново понять, увидеть тайну Церкви, раскрыть ее в себе и через себя. Поэтому мы говорим, что христиане должны жить в общении и служении, христиане должны стремиться – хотя бы стремиться – создавать общины, братства и другие формы единения, какие-то духовные движения, которые улавливали бы волю Божью лучше любой неповоротливой и слишком связанной с внешними обстоятельствами церковной структуры», – подчеркнул священник.

По его мнению, «просто механически продолжать вселенские соборы или какие-то всеправославные, панортодоксальные соборы невозможно и не нужно, ибо жизнь ушла в другую сторону». «А когда ее пытаются искусственно вернуть в старое русло, снова мечтая о симфонии церкви и государства и пытаясь ее осуществлять, это получается всегда очень неловко и даже дискредитирует церковь», – сказал отец Георгий. «Константиновский период церковной истории закончился, и нерушимый союз церкви и государства должен прекратить свое существование как неугодный Богу в наше время», – добавил он.