Перейти к основному содержимому

Введение в евхаристическую экклезиологию

В книгу историка Виктора Александрова, недавно изданную Свято-Филаретовским институтом, вошли статьи, посвященные основным богословским идеям протопресвитера Николая Афанасьева и откликам на них в работах протопресвитера Александра Шмемана, митрополита Иоанна (Зизиуласа) и других.

Новая книга фактически представляет собой введение в проблематику богословия отца Николая Афанасьева (1893-1966), заложившего основы для дальнейшего обсуждения и разработки важнейших экклезиологических тем, таких как кафоличность Церкви, выборность священства, служение предстоятелей и лаиков, автокефалия, поместная природа Церкви и другие. 

Виктор Александров, Дмитрий Гасак

Виктор Александров, Дмитрий Гасак

«Как только я открыл предисловие и начал его читать, мне сразу понравился стиль и тон, который был найден – и в биографии отца Николая, и в изложении его идей, – говорит первый проректор СФИ, преподаватель экклезиологии Дмитрий Гасак. – Зная, сколь непростое чтение представляют собой труды самого отца Николая, я готовился к чему-то подобному и когда брал в руки работу, посвященную его мысли. Однако в книге Виктора Александрова скрупулезность исследования и точность в слове сочетается с ясностью и увлекательностью. Для современной богословской литературы это просто находка». 

Виктор Александров

Виктор Александров

«Чем актуален отец Николай Афанасьев? Он дает очень цельное и логичное видение церкви и предлагает ответы на те вопросы, над которыми бьется современное церковное сознание, – считает автор книги Виктор Александров. – Причем его ответы заметно отличаются от тех, которые мы слышим в современной полемике, скажем, о первенстве в мировом православии или об автокефалии. Все работы Афанасьева имеют историческую ценность и в то же время у них есть практическая направленность». 

«Книга показывает, что выход из многих трудных положений современной церковной жизни связан с обращением к церковной норме, к церковной истории, с тем, чтобы посмотреть, как это было в опыте церкви, как это развивалось, – говорит ректор СФИ профессор священник Георгий Кочетков. – В свете трудов отца Николая видно и то, что константиновский период церковной истории закончился, и значит, нужны какие-то другие акценты для внутреннего устроения церкви – нельзя просто механически воспроизводить то, что было».

Несмотря на трудные вопросы и противоречия, которые оставляет неразрешенными евхаристическая экклезиология, на сегодняшний день именно она может быть отправной точкой для обсуждения многих актуальных богословских и практических проблем и основанием для межконфессионального диалога. 

Священник Георгий Кочетков

Священник Георгий Кочетков

«Учение отца Николая Афанасьева открыто для развития, – уверен отец Георгий. – У него самого можно увидеть некоторые этапы развития той интуиции, на которой он строил свою евхаристическую экклезиологию. Ранние этапы – более харизматические, более интуитивные, в них он делает больший акцент на действии Святого Духа. Более поздние разработки часто имеют дело с церковными институциями, ведь евхаристическая экклезиология предполагает евхаристическую общину и существование епископа как архиерея». 

Наталия Ликвинцева

Наталия Ликвинцева

«Говоря о духовном наследии отца Николая, мы все время говорим о евхаристической экклезиологии. Но не менее важно, что это пневматологическая экклезиология – это опыт “Церкви Духа Святого”, – говорит Наталия Ликвинцева, старший научный сотрудник Дома русского зарубежья, секретарь редакции журнала «Вестник РХД». – Афанасьев, специалист по каноническому праву, вдруг выходит на какую-то новую глубину и переживает этот обжигающий опыт – что Церковью правит именно Святой Дух. В этом же ключе развивается и наследие парижского богословия: последняя опубликованная перед арестом работа матери Марии – это “Духов день”; пневматологические интуиции сильны и у отца Сергия Булгакова». 

Попытка отца Николая Афанасьева обнаружить норму церковной жизни вплотную подводит к вопросу о том, что молитва церкви и церковное собрание нуждаются в радикальном обновлении. Что нужно, чтобы конкретные люди, даже собранные на евхаристию, стали Церковью Духа Святого? Как осуществить гениальную интуицию русского богослова, которой вдохновлялись многие его ученики и последователи, питающую и сегодня веру многих пастырей в Церковь Христову как Божий народ? Внимательное прочтение богословия отца Николая показывает, что дальнейшее плодотворное развитие его интуиций требует не столько научных изысканий, сколько какого-то нового шага от самого церковного собрания, для которого поднятые Афанасьевым вопросы оказываются актуальными. 

Евхаристическая экклезиология – попытка протопресвитера Николая Афанасьева, одного из крупнейших русских богословов XX века, реконструировать норму церковной жизни, восходящую к апостольскому веку. Существо Церкви Христовой Афанасьев видел не в структуре, объединяющей приходы по территориальному признаку, но в собрании клириков и лаиков, совместно совершающих евхаристию. 

Виктор Александров – автор работ по истории источников средневекового церковного права (в том числе книги The Syntagma of Matthew Blastares: The Destiny of a Byzantine Legal Code among the Orthodox Slavs and Romanians), о богословии отца Николая Афанасьева и других историко-богословских статей. В сферу интересов исследователя входит изучение истории церкви и современного богословия. Окончил исторический факультет МГУ и факультет средневековых исследований в Центральноевропейском университете в Будапеште. 

НИКОЛАЙ АФАНАСЬЕВ И ЕГО ЕВХАРИСТИЧЕСКАЯ ЭККЛЕЗИОЛОГИЯ

НИКОЛАЙ АФАНАСЬЕВ И ЕГО ЕВХАРИСТИЧЕСКАЯ ЭККЛЕЗИОЛОГИЯ

Александров В. Николай Афанасьев и его евхаристическая экклезиология. М. : Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2018. 224 с. : илл.