Перейти к основному содержимому

Служитель «пленённой церкви»

Enter caption here

15 октября 2009 г. исполняется 80 лет со дня рождения митр. Никодима (Ротова). В прошлом году отмечалось 30 лет с его кончины. Это значит, что его эпоха уже может официально считаться новейшей историей, становиться предметом научного анализа и исследований. Его личность и церковная деятельность до сих пор вызывает (видимо, и в дальнейшем будет вызывать) неоднозначные, часто диаметрально противоположные оценки. Но, кажется, для всех — и почитателей владыки, и его резких неприятелей — очевиден грандиозный человеческий размах этой личности. «Одаренный русский мужик», по яркому высказыванию протопр. Виталия Борового, действительно стал фигурой — и политической, и церковной — мирового масштаба. Стал настоящим «человеком Церкви», как любят подчёркивать ученики митрополита.

Время 60-70-х гг. ХХ века, на которые пришёлся расцвет деятельности митр. Никодима, ждёт ещё своих серьёзных исследователей и взвешенной оценки. Потому что, действительно, в этот период был заложен фундамент не только новых отношений Русской церкви с государством, но и модель развития церковной жизни в целом. По воспоминаниям знавших митр. Никодима людей, он не представлял собой человека, покорно следующего по воле обстоятельств или внешней силы (т.е. советского государства). Наоборот, он последовательно выстраивал свою линию: линию личной судьбы, жизни окружавших его последователей и, в каком-то смысле, Русской церкви в целом. Выстраивал, конечно, — вынужденный сообразовываться с другими вовлечёнными участниками и обстоятельствами, — среди которых церковь, которую он представлял, была едва ли не слабейшим игроком. На этом поприще он действительно достиг многого. Как утверждают его апологеты, он фактически спас Русскую церковь от уничтожения разрушительным «цунами», последним планомерным и тотальным восстанием на церковь советской власти — от хрущёвских гонений.

На достижение этой цели он положил все свои силы и организаторский талант. Для неё и под неё он собирал и воспитывал учеников. Фактически, задача обновления епископата превратилась в создание как бы нового «ордена»: людей, целожизнено преданных церкви, посвятивших всю свою жизнь на служение ей. Потому-то владыка с такой настойчивостью (что видно и по письменным воспоминаниям, и из устных свидетельств) предлагал молодым верующим людям принимать монашество. Возрождение церкви он, как представляется, видел лишь в свете создания твёрдой верующей иерархии, могущей и дальше отстаивать церковь от посягательств атеистического государства. Другими словами, задача внешнего охранения церковной жизни, оберегание границ как будто превалировала над задачами внутреннего устроения и обновления.

Конечно, обстоятельства тогдашней жизни едва ли позволяли думать о «внутреннем» — быть бы живу в объятиях «Софьи Власьевны». Однако, и здесь митр. Никодиму удалось сделать очень многое. Он добился улучшения качества образования в Ленинградских духовных школах, которые находились в его ведении, восстанавливал литургическую норму в церкви — вводил в богослужение чтение молитв на русском языке и сам переводил их, читал вслух «тайные» молитвы, призывал верующих причащаться за каждой литургией. Он ввел в церковную практику литургию св. ап. Иакова и служил ее в течение десяти лет дважды в год: в день памяти св. ап. Иакова — 23 октября (ст. ст.) и на второй день Рождества Христова.

Вспоминая митр. Никодима, хочется отметить, что пример его жизни, верного и беззаветного служения Церкви сообщает настоящее вдохновение и благодарность Богу. Вечная ему память!

Информационная служба СФИ

Все новости