Скончался наш друг Владимир Аверчев
Воспоминаниями о Владимире Аверчеве поделился основатель Свято-Филаретовского института священник Георгий Кочетков, знавший его со студенческих лет.
Священник Георгий Кочетков
Главный редактор научного журнала «Вестник Свято-Филаретовского института»
Вчера пришла печальная и неожиданная новость о кончине Владимира Петровича Аверчева. Его знали многие — или как политического деятеля, депутата Госдумы первых двух созывов, или как учёного, специалиста по российской и американской экономике, или просто как верующего человека, который интересовался острыми вопросами церковной, духовной жизни и всегда реагировал на то, что в этой жизни происходит. В последние годы он часто появлялся на «Русских беседах» (одна из инициатив Форума национального покаяния и возрождения «Имеющие надежду», к которому присоединился Владимир Аверчев. — ред.). Это некоторым казалось даже удивительным, учитывая, что он был человеком весьма либеральных взглядов. Но как ни странно, в нём совмещались и широкие взгляды, и глубокий ум, и православная церковность, настоящая духовность.
Я знал Владимира Петровича с конца 60-х годов прошлого века, то есть больше полувека, и мы так или иначе пересекались на всех этапах его жизни, вплоть до последних месяцев. Мы надеялись на скорую встречу, созванивались, и когда я лежал в больнице с ковидом, — и вот как раз он от ковида-то и скончался, что особенно печально. Он знал, что ковид не переживёт, и два с половиной года как-то оберегал себя, но всё-таки этот коварный враг его настиг.
Что можно сказать? Такие люди, как Владимир Петрович, постоянно удивляют. Такие учёные, экономисты, сформировавшиеся с советских времён, хотя и очень самостоятельные по своей позиции, редко бывают заинтересованы в каких-то церковных делах или, скажем, в разрешении русского вопроса. У Владимира Петровича это всё сочеталось — и сочеталось творчески, живо. С ним всегда было очень интересно общаться, даже когда мы в чём-то были не согласны. В наше время русским людям и православным людям нужно учиться жить вместе, откладывая мелочные разногласия. Трагическая судьба русского народа в XX веке нас научила, что хватит разделений — нужно искать единства в главном, и пусть во второстепенном будет свобода, многообразие, и во всём пусть будет любовь — прямо по известной многим богословской формуле церковной жизни. И без всякого ложного пафоса или теоретизирования это всё осуществлялось в жизни Владимира Петровича Аверчева.
Хочется надеяться, что такие люди будут жить в нашей памяти и что они будут ещё появляться. Конечно, чтобы стать таким человеком, как Владимир Петрович, до всего надо доходить собственным опытом, нужно пройти большой путь — молодёжи трудно бывает вместить то, что может вместить человек опытный и пожилой. Но все мы можем смотреть на добрые примеры, на лучших русских людей нашего времени и нашей страны, среди которых и наш большой друг Владимир Петрович Аверчев. Вечная ему память, да примет Господь его душу в свои вечные обители!
Владимир Аверчев (1946–2022) получил экономическое образование в Институте имени Г.В. Плеханова, с 1970 по 1992 год работал научным сотрудником Института США и Канады Академии наук СССР. С 1990 по 1992-й был экспертом Комитета по международным делам Верховного совета РСФСР, в 1992–1993 годах — советником Посольства России в США. Был избран депутатом Государственной думы Федерального собрания РФ первого (1993–1995) и второго (1995–1999) созывов от фракции «Яблоко», входил в состав Комитета Государственной думы по международным делам, был инициатором федерального закона «О государственной политике в области сокращения и ликвидации вооружений». С 2010 по 2013 год был ведущим экспертом Счётной палаты РФ и советником руководителя Аналитического центра при Правительстве РФ. В 1990-е был одним из учредителей Института гуманитарно-политических исследований, в наблюдательном совете которого и трудился в последние годы.
Владимир Аверчев был многолетним другом Свято-Филаретовского института, участвовал в международных конференциях СФИ, в частности «Христианская соборность и общественная солидарность» (2007), «Дружеский круг как начало соборности и солидарности в России» (2016), «Духовные итоги революции в России: коллективный человек и трагедия личности» (2017), «Россия между прошлым и будущим: хранители и самородки» (2018), а совсем недавно — в междисциплинарном обсуждении антропологической концепции основателя СФИ священника Георгия Кочеткова.
Много лет Владимир Петрович присоединялся к «Молитве памяти», «Русским беседам» и другим инициативам православного Преображенского братства, а также входил в Инициативную группу Форума национального покаяния и возрождения «Имеющие надежду».