Перейти к основному содержимому

Паломники из СФИ в Будапеште и Праге

В июле группа выпускников, студентов и сотрудников Свято-Филаретовского института вместе с ректором священником Георгием Кочетковым и первым проректором Дмитрием Гасаком совершила паломническую поездку по странам центральной Европы – Чехии, Словакии и Венгрии.

Наше паломничество началось в день памяти святых Кирилла и Мефодия, который в Чехии оказался государственным праздником. Мы попали на литургию в кафедральном соборе, носящем имя этих замечательных святых, бóльшая часть жизни и трудов которых прошла именно здесь в Моравии. Литургию возглавлял глава Чешской церкви митрополит Ростислав, ему сослужили восемь епископов и 22 священника из разных епархий и стран. 

Литургия в храме святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Литургия в храме святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

В Чехии мы также посетили католический собор святых апостолов Петра и Павла, где присутствовали на мессе. Мы отметили разницу между католической мессой и православной литургией, связанную не только с различием чинопоследований, но и с тем, что католики после Второго Ватиканского собора постарались насколько возможно включить в богослужение мирян, минимизировать разделение между ними и клиром. Для этого были сделаны очень простые вещи: разрешили служить на национальном языке, поставили алтарь ближе к народу и развернули священника лицом к верующим. Плодом этих изменений стала бóльшая включенность всего собрания в молитву. Надеемся, что и в нашей церкви подобные изменения произойдут и миряне получат возможность более полноценно участвовать в богослужении.

В соборе святых апостолов Петра и Павла

В соборе святых апостолов Петра и Павла

Отец Георгий по просьбе отца Прокопия Броша, настоятеля собора святых апостолов Петра и Павла,  рассказал прихожанам о Преображенском братстве и Свято-Филаретовском институте

Отец Георгий по просьбе отца Прокопия Броша, настоятеля собора святых апостолов Петра и Павла,  рассказал прихожанам о Преображенском братстве и Свято-Филаретовском институте

Наш приезд также совпал с празднованием столетия Гуситской церкви. Фигура Яна Гуса – выдающийся и трагический пример настоящего христианина в этом мире. Желая облегчить людям доступ к духовному богатству церкви, он начал переводить богословские труды и проповеди на чешский язык, чем способствовал и развитию национального языка. Как и солунские братья Кирилл и Мефодий, он ратовал за просвещение народа Божьего, за что, как известно, и пострадал.

Мы побывали на Гуситском богословском факультете Карлова университета, где нас любезно принял его бывший декан, а ныне член правления профессор Ян Лашек, доктор теологии и церковной истории. На праздничном богослужении, куда мы были приглашены, собрались представители разных церквей, в том числе и православной.

Памятник Яну Гусу в Праге

Памятник Яну Гусу в Праге

Во встрече на богословском факультете Карлова университета, которую вёл профессор Лашек, участвовали также члены ученого совета: декан факультета доктор Камила Веверкова и доцент Исторического института Масарикова университета в Брно Павел Бочек.

У братства и у профессора Лашека есть общие учителя и знакомые, в частности протопресвитер Виталий Боровой. Они с Яном Лашеком познакомились в 1977 году во время участия в работе Всемирного совета церквей, и последний раз Ян Лашек встретился с ним в СФИ. Профессор дружил также с отцом Александром Менем, а в 1988 году в Новгороде встречался с Сергеем Аверинцевым. Не удивительно, что наши взгляды на церковь на духовное образование оказались удивительно близки, несмотря на разность традиций.

Слева направо: доцент Исторического института Масарикова университета в Брно Павел Бочек; ректор СФИ, кандидат богословия профессор священник Георгий Кочетков; заместитель декана богословского факультета Карлова университета по научно-исследовательской работе, член коллегиума ректора, доктор теологии и церковной истории профессор Ян Лашек; декан богословского факультета Карлова университета доктор Камила Веверкова; первый проректор СФИ Дмитрий Гасак; декан богословского факультета СФИ Зоя Дашевская

Слева направо: доцент Исторического института Масарикова университета в Брно Павел Бочек; ректор СФИ, кандидат богословия профессор священник Георгий Кочетков; заместитель декана богословского факультета Карлова университета по научно-исследовательской работе, член коллегиума ректора, доктор теологии и церковной истории профессор Ян Лашек; декан богословского факультета Карлова университета доктор Камила Веверкова; первый проректор СФИ Дмитрий Гасак; декан богословского факультета СФИ Зоя Дашевская

В воскресенье мы причащались на литургии, которая проходила в католическом храме Успения Богородицы. Местная православная община арендует его у католиков для богослужения, пока строит свой храм. Многие из нас первый раз были на православном богослужении в католическом костеле, с открытым алтарем. Это тоже замечательный опыт как молитвы, так и дружественного взаимодействия двух церквей. 

В этом году исполняется пятьдесят лет со ввода советских войск в Чехословакию. Нам сказали, что в целом в Чехии к русским нормальное отношение, но горечь и обида всё ещё могут сохраняться среди старшего поколения, которое помнит годы социализма. Следы коммунистического режима в Чехии всё ещё видны, хоть и не очень явно. Вероятно, одним из факторов, позволивших преодолеть тоталитарное наследие, послужила реституция, проведённая в посткоммунистическое время.

Улицы Будапешта не сияют той же чистотой, что и пражские. Хотя столица Венгрии – очень красивый город с большим количеством достопримечательностей, коммунистическая эпоха оставила здесь больший след, чем в Чехии. У нас не встретишь столько молодых наркоманов, лежащих прямо на улице, и такого количества пьяных я не видел в России ещё с лихих 90-х.

Будапешт

Будапешт

Одним из самых ярких впечатлений от Будапешта стало посещение Музея террора, в котором безэмоционально, и оттого более убедительно, рассказывается и о нацистском режиме, и о времени коммунистического правления. Всё очень похоже на то, что происходило в России, только в меньших масштабах – численных, пространственных и временных. Тысячи арестованных, депортированных, отправленных в концлагеря (в том числе и советские). Венгры называют этот период советской оккупацией. Интересно, что, говоря о нём, они никогда не используют слово «русский», но только – «советский», что нас, конечно, порадовало, потому что очень часто люди не понимают, что советское всегда было антирусским. Также нас приятно удивила большая очередь в музей, состоявшая главным образом из молодёжи из разных стран.

Большой акцент венгры делают на восстании 1956 года – как и в Чехии, подавленном советскими войсками. Возможно, это самый светлый момент в этот период истории Венгрии, за который может держаться национальное самосознание. Потому что после 1956 года уже ничего подобного не было. Отец Георгий высказал интересную мысль, что Венгрия и Чехия освободились от коммунистического режима и внешнего советского влияния, но то «советское», что было внутри самой страны, в самом венгерском народе, оказалось цепким и сохранилось. Ведь большинство злодейств было совершено самими венграми, пусть и при поддержке СССР, и большая часть компартии Венгрии состояла из венгров. Поэтому и процесс декоммунизации здесь не так очевиден. Также мы отметили, что в Музее террора ничто не говорит о покаянии венгров за то, что произошло.

Музей террора в Будапеште

Музей террора в Будапеште

Зал, посвященный репрессиям против церкви во время коммунистического правления

Зал, посвященный репрессиям против церкви во время коммунистического правления

Необходимо отметить и культурную программу нашего паломничества. Мы посетили множество готических храмов, а также галерей, посвященных готике. Экскурсоводом у нас был отец Георгий, большой знаток живописи, которой он интересуется ещё с самого детства и которая во многом ему и помогла в ранние годы прийти к Богу. Готическая архитектура, как и иконопись достаточно отличаются от привычного нам искусства Восточной церкви. Особенно это касается архитектуры, ведь готика – это прежде всего архитектура. Устремленные ввысь громады соборов представляют невероятное зрелище, как будто прорыв иной реальности в этот мир. Хотя отец Георгий отмечал, что слабая сторона готических храмов в том, что своими объемами и размерами они могут подавлять человека, а следовательно и личное начало. Помимо готики мы также посетили залы с барокко и маньеризмом. Если первое направление более или менее было известно всем нам, то маньеризм некоторые открыли для себя впервые. 

Монастырь св Агнешки в Праге

Монастырь св Агнешки в Праге

Собор святого Вита в Праге

Собор святого Вита в Праге

Праздник апостолов Петра и Павла мы встречали на русском приходе Московского патриархата с его настоятелем протоиереем Иоанном Кадаром. Они с отцом Георгием знакомы уже более тридцати лет, ещё со времён учебы в Ленинградской духовной академии. Как оказалось, регент хора этого храма Иван тоже знает отца Георгия ещё с 80-х и посещал богослужения в московском храме Успения Богородицы в Печатниках, ещё когда отец Георгий был там настоятелем.

В воскресный день мы были в кафедральном соборе Успения Богоматери, где вся служба велась на венгерском. Настоятель этого храма протоиерей Стефан Мадьяр сказал, что это был огромный дар венграм от Московского патриархата, когда им разрешили служить на венгерском. Остаётся только ждать, когда такой же дар – служить на родном языке – будет дарован Русской церкви.

Несмотря на всю радость, которую принесло нам паломничество, очевидно, что страны, где мы побывали, назвать христианскими уже нельзя. Христианство скорее осталось реликтом в архитектуре, иконах и живописи. К счастью, мы увидели живых людей, готовых следовать за Христом, созидать Церковь даже в условиях секулярного, а порою агрессивно антихристианского мира. И это даёт надежду.