Преподаватели СФИ выступили на Покровской конференции в Московской духовной академии
Всероссийская покровская академическая научно-богословская конференция состоялась в Московской духовной академии 12 октября.
Работа конференции, приуроченной к 575-летию установления автокефалии Русской православной церкви, проходила на пленарном и семи секционных заседаниях: богословие; патрология; экзегетика и герменевтика Священного писания; церковная история; христианская письменность; церковное искусство; литургика.
На богословской секции выступила выпускница и старший преподаватель СФИ кандидат филологических наук Юлия Штонда с докладом «Осмысление Нагорной проповеди в книге “Хождение вслед” Дитриха Бонхёффера». Она показала предпосылки написания этой книги, а также как на становление Бонхёффера как христианина повлияла Нагорная проповедь и как менялось его отношение к ней по сравнению с концом 1920-х годов. «Нагорная проповедь для Бонхёффера — своего рода ответ на вызовы времени, — отметила Юлия Штонда. — Гитлер пришёл к власти в 1933 году, а книга писалась в 1935–1937-м. В тексте есть несколько моментов о народном благочестии и “позитивном христианстве”, где ясно читается выпад против идеологии. Можно сказать, что Бонхёффер из сложившейся сложной ситуации в стране и церкви находит “вертикальный” выход — углубиться в духовный смысл Нагорной проповеди и её значения для дня сегодняшнего и отдать свои силы созиданию общины».
Старший преподаватель СФИ Зоя Дашевская на литургической секции рассказала о поисках и подходах к преподаванию литургики выдающегося учёного Ивана Карабинова, опираясь на малоисследованные материалы авторских курсов, прочитанных им в СПбДА в 1906–1918 годы, в частности записи лекций, сделанные его слушателями и, вероятно, проверенные им перед публикацией.
Фактически Карабинов стоял у истоков превращения литургики из благочестивого толкования богослужебных обрядов в научную дисциплину. Уже в курсе 1905/1906 учебного года он акцентирует тезис об изменяемости богослужения и, фиксируя три основных подхода к изучению литургики: назидательно-педагогический, аллегорико-символический и сравнительно-исторический, — называет последний единственно верным и научно доказательным. «Сравнительно-исторический метод, который в настоящее время лежит в основе историко-литургических исследований, был озвучен Иваном Алексеевичем Карабиновым до того, как этот метод начал широко применять в литургике известный немецкий учёный Антон Баумштарк», — заметила Зоя Дашевская.
«Карабинов предлагал смелые гипотезы и построения, самостоятельно, не по описаниям, работал с рукописным и печатным материалом и был в курсе последних публикаций зарубежных учёных, — добавила она. — Его гипотезы и интуиции нашли подтверждение и были развиты в литургической науке через полвека».
Выдающийся русский литургист с 1922 года неоднократно арестовывался советской властью и был расстрелян в Тобольске 30 августа 1937 года.
Результатами своего небольшого историко-литургического исследования поделилась на литургической секции магистрантка 2 курса СФИ Надежда Михайловская. Она проследила тенденции использования элементов крещения в погребальных обрядах Сербской и Русской православных церквей в XV веке.
Чинопоследования погребения, которые сейчас используются в православной церкви, довольно существенно отличаются от того, что известно об обрядах погребения первого тысячелетия христианства. Как показывают исследования, тогда человека, жившего и принявшего смерть как христианин, отпевали и погребали как победителя смерти. Более того, источники свидетельствуют, что погребение было именно таинством, смысл, структура и отдельные элементы которого соотносились с таинством крещения. Ключевыми действиями таинства погребения были освящение елея молитвой, как при крещении, и троекратное крестообразное возлияние елея (в некоторых случаях — святого мира) на тело усопшего с пением «Аллилуия», подобное возлиянию елея в купель при крещении — оно означало сопогребение и надежду на совоскресение усопшего со Христом. Проанализировав литургические источники Сербской и Русской церквей с XV века, Надежда Михайловская показала, как в дальнейшем эти элементы отразились в чинах и практике этих славянских церквей.
Конференция собрала преподавателей, докторантов, аспирантов и студентов из МДА, СПбДА, Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Свято-Филаретовского института, Института истории СПбГУ, Белгородской, Казанской, Саратовской, Сретенской, Перервинской, Николо-Угрешской духовных семинарий, ПСТГУ, РГСУ, НИУ ВШЭ и других учебных заведений. Всего прозвучало более 90 докладов.