Измерить дух социологией
По данным ВЦИОМ, 64% россиян относят себя к православным, однако лишь 60% из них думают, что вселенную создал Бог, и 25% верят в реинкарнацию. С чем связаны подобные казусы и как в этой связи адаптируется методология социологов, рассказал Сергей Трофимов, кандидат социологических наук, заместитель декана социологического факультета МГУ, на круглом столе, проведенном кафедрой религиоведения СФИ.
«Для нашего времени характерно, что обладание обрывочными сведениями о религии приводит к расхождениям между конфессиональным учением и информацией, полученной из окружающего мира», – говорит Сергей Трофимов. Много лет социологи изучали «традиционный тип верующего», который «состоит» из трех измерений: знания религиозного учения (доктрины), принадлежности к религиозной общине и участия в установленных практиках. Однако в результате секуляризации и других глобальных процессов структура религиозности современных людей заметно усложнилась.
Так, американские социологи Чарльз Глок и Родни Старк разработали многомерную модель религиозности, выделив в ней уже пять основных измерений: религиозный опыт; религиозные убеждения; участие в обрядах; знание своей религии; влияние религиозных мотивов на поведение. В 60-е годы Томас Лукман вводит понятие «невидимой религии» для обозначения личной религиозности, а Питер Бергер провозглашает «еретический императив» – обреченность современного верующего на сомнения и выбор, избирательное и рефлективное отношение к религиозным идеям.
Трансформацию типов религиозности в западноевропейском обществе Сергей Трофимов предлагает рассмотреть на примере исследования французского социолога Даниэль Эрвье-Леже «Паломник и обращенный» (“Le pelerin et le converti”). Здесь идеальным типом верующего выступает практикующий католик (прихожанин), который ведет традиционный образ христианской жизни. Но оказывается, что его мотивация звучит не совсем традиционно: «Это соответствует моему духовному пути (духовному развитию)». Уже не идет речи ни о призвании, ни о личном откровении, ни о вере дедов и отцов. Такая же ситуация наблюдается и в исламе, и в иудаизме. Хотя, например, французский протестантизм (в основном, кальвинизм) понимается как наследие предков и предполагает соотнесение светской жизни с верой.
Кроме «традиционного католика», исследовательница выделяет еще два новых религиозных типа: современный паломник и современный обращенный. «Современный паломник» Эрвье-Леже участвует, например, в приходских праздниках с крестными ходами от села к селу, раз в год посещает Лурд или, скажем, общину Тэзе, ездит на Всемирные дни молодежи. Эти мероприятия, несмотря на огромное число участников, не способствуют росту религиозности: сохраняется яркое впечатление от паломничества, но не возникает потребности изменить жизнь. Наконец, «современные обращенные» – это, во-первых, те, кто переходит в новую религию (конфессию), во-вторых, кто находит свою религию, не имея ранее иного религиозного опыта, и, в-третьих, кто углубляет понимание и практику своей религии.
Дискуссия показала, что вопрос о возможности применения данной типологии на российской почве представляет большую сложность, как и попытка предложить альтернативные критерии для типологизации верующих.
«По нашему опыту, современные верующие делятся на два типа, – говорит научный сотрудник Методического центра по миссии и катехизации СФИ Сергей Бурлака. – Для одних поездка в Тэзе или поход в храм – это как поход в “духовный бутик” (или магазин попроще), где можно что-то получить: решить свои проблемы, устроить личную жизнь, поправить здоровье или просто хорошо провести время. А другие приходят к Богу не с обращением “Господи, дай”, а желая как-то связать с Ним свою жизнь».
«Отец Александр Шмеман изнутри церковного опыта предлагает различение “человека религиозного” (Homo Religiosus) и “человека поклоняющегося” (Homo Adorans), – говорит декан факультета религиоведения СФИ кандидат философских наук Маргарита Шилкина. – “Человек религиозный” принимает жизненно важные решения исходя из здравого смысла, и вера не имеет тут никакого значения. А “человек поклоняющийся” свою веру делает источником серьезных жизненных шагов. С этой точки зрения сегодня, конечно, возрастает количество людей “религиозных”».
При этом, по мнению Маргариты Шилкиной, и содержание самого предмета, исследованием которого занимается социология религии, требует более подробной разработки и прояснения. Как отмечает профессор СПбГУ доктор социологических наук Елена Островская, сегодня уже существует самостоятельный термин «социология духовности».
По наблюдениям Елены Островской, среди социологов религии можно выделить два «лагеря». Одни рассматривают духовность в рамках религиозности – как картину мира, которую не нужно «вынимать» из религии. Другие говорят о так называемой «я-духовности» – результате внутренних процессов осмысления внешнего мира, которую никакая вероучительная система извне не формирует.
Круглый стол «Трансформация типов религиозности в современном обществе» состоялся на кафедре религиоведения 22 ноября. В разговоре приняли участие доктор социологических наук Елена Островская, профессор кафедры теории и истории социологии Санкт-Петербургского государственного университета; кандидат филологических наук Виктор Хруль, доцент кафедры социологии массовых коммуникаций МГУ; Елена Пруцкова, научный сотрудник лаборатории «Социология религии» ПСТГУ; кандидат философских наук Маргарита Шилкина, декан факультета религиоведения СФИ; кандидат социологических наук Анна Алиева, заместитель декана факультета религиоведения СФИ; научные сотрудники Научно-методического центра по миссии и катехизации СФИ Сергей Бурлака и Мария Дикарева; секретарь кафедры философии и гуманитарных дисциплин СФИ, аспирантка Института философии РАН Алина Патракова; студенты и выпускники СФИ.