Перейти к основному содержимому

Почему в Российской империи были самые образованные православные священники

Руководитель и ведущий научный сотрудник Центра по изучению истории религии и Церкви Института всеобщей истории РАН доктор исторических наук Алексей Беглов прочитал лекцию «Духовное образование в России в синодальный период» студентам магистерской программы «История Русской православной церкви в XX веке» в Свято-Филаретовском институте. Лекция состоялась 25 марта в рамках курса «Основные проблемы церкви Синодального периода».

Исследователь рассматривает проблему духовной школы в имперский период в широком контексте, чтобы продемонстрировать механизмы и закономерности её развития в ряду взаимосвязанных проблем, таких как приходской вопрос, преодоление сословности духовенства, его материальное обеспечение и других. Начав своё выступление с рассказа об образовании на Руси в допетровские времена, Алексей Беглов коснулся домашнего обучения и монастырских книжных центров, а также затронул вопрос о влиянии западноевропейских университетов и иезуитской системы образования на учебные заведения в России.

Зарождение профессионального духовного образования в России относится уже к эпохе Петра I и связано с созданием архиерейских школ. Они содержались за счёт архиерейских домов и находились в ведении епархиального архиерея. В таких учебных заведениях должны были учиться только дети священнослужителей, что привело к закрытости духовного сословия.

Одной из наиболее значимых страниц в истории духовного образования Алексей Беглов считает реформу 1808–1814 годов, связанную с введением трёхуровневой системы учебных заведений: духовные училища, семинарии и академии. Также было определено три разряда выпускников, которые определяли их церковный сан и место службы. Эта реформа позволила систематизировать духовное образование в России и сделать его более качественным, но в то же время, по мысли Алексея Львовича, лучшая система духовного образования в православном мире убивает приход как институт: духовные школы теперь содержатся за счёт прихожан и обучают детей священников, многие из которых будут обречены служить на других, зачастую маленьких и бедных приходах или служить вовсе не захотят.

К 60-м годам XIX столетия духовенство, окончательно оформившееся как особое сословие, переживает кризис, связанный с нехваткой приходов. Судите сами: если в семье священника два-три-четыре сына, где найти приход для каждого из них? Попытка «демонтировать» духовное сословие во времена Великих реформ оказывается неудачной: открылась возможность выхода из него, но не были разработаны способы привлечения представителей других сословий на священническое служение. Это привело к тому, что многие дети священников обучались в сословной школе на деньги прихожан, но при этом избегали церковного служения.

Также Алексей Беглов затронул тему женского духовного образования. В 40-е годы XIX века появляются первые женские епархиальные училища, целью которых было дать представительницам духовного сословия доступ к среднему образованию. К 1888 году было уже 40 таких учебных заведений по всей России, что говорит о востребованности женского образования в духовном сословии, которое, по словам лектора, «оказалось пионером массового систематического женского образования».

Главный вопрос до конца синодального периода был связан с тем, как уйти от сословного характера духовного образования, но при этом сохранить его высокий уровень. Для решения этой задачи предлагались различные идеи и альтернативные варианты духовного образования. Например, пастырские курсы протоиерея Иоанна Восторгова (будущего священномученика, расстрелянного большевиками в 1918 году) предполагали скорую богословскую подготовку, отделённую от семинарского образования. Были предложения отделить сословное образование от богословского — развести духовную гимназию и пастырско-богословскую школу. Озвучивалась идея создания академий на базе монастырей, где могли бы обучаться представители разных сословий. Проблема духовного образования и неразрывно связанная с ней проблема сословности духовенства трагически разрешились с приходом к власти большевиков — когда исчезли все сословия, духовные школы были объявлены вне закона, а священнослужители и верующие миряне подверглись преследованиям и репрессиям.

«Главное достижение имперской эпохи — образованный священник, которого не было нигде в православном мире», — характеризует Алексей Беглов итоги синодального периода в истории духовного образования в России, опираясь на высказывания свидетелей той эпохи. И в то же время, замечает историк, этот высокий образовательный уровень достигался сословностью духовенства, которая послужила причиной вымирания русского православного прихода как социального института.