Призыв к покаянию — это и призыв к единению вокруг Христа
Слева направо: Наталия Игнатович, Константин Обозный, Сергей Цыбульский
«Святитель Тихон призывал людей к покаянию, к борьбе со грехом, нравственному очищению. Совершая свой подвиг до последнего своего вдоха, он все время утешал людей, потому что Церкви и людям в те тяжелые времена нужно было, прежде всего, утешение», — сказал благочинный Высоко-Петровского монастыря иеромонах Матфей (Мунтяну) в проповеди на молебне святителю Тихону, патриарху Московскому и всея России, предварившем круглый стол.
Иеромонах Матфей (Мунтяну)
«Сегодня мы будем говорить не только о святителе Тихоне, но и о том духовном импульсе, который последовал после призыва патриарха в его январском послании 1918 года. Это послание долго помнили большевики, связывая его с анафемой, которая была объявлена патриархом Тихоном в отношении тех, кто проливает братскую кровь, кто участвует в междоусобной брани, совершает насилие, дела зла. Но в этом же послании ещё был важный призыв к архипастырям и пастырям о том, чтобы они вдохновляли и благословляли своих пасомых на создание союзов, общин, братств для защиты Церкви», — напомнил, открывая круглый стол, декан исторического факультета СФИ кандидат исторических наук Константин Обозный.
Слева направо: Наталия Игнатович, Константин Обозный, Сергей Цыбульский
«Одним из первых посещений святителем Тихоном Высоко-Петровского монастыря стало послесоборное совещание епископов, состоявшееся 9 сентября 1918 года, то есть через день после окончания Поместного Собора, и, фактически, это совещание было непосредственным продолжением деяний Собора. В одном из помещений Нарышкинских палат, в которых сегодня проходит наш круглый стол, состоялось совещание под председательством святителя Тихона, при участии тридцати епископов, членов собора», — отметила научный консультант паломнической службы Высоко-Петровского монастыря Елена Балашова в докладе «Святитель Тихон и Высоко-Петровский монастырь».
Сергей Цыбульский
Президент Фонда «Священномученика Александра Хотовицкого» Сергей Цыбульский рассказал о деятельности братства храма Христа Спасителя в 1918−1922 годах.
«Целью собирания братства храма Христа Спасителя в его Уставе значились поддержание благолепия и отправляемых в нем богослужений, содействовие наиболее плодотворному духовному преуспеянию православной России. Братство содержало клир и служащих, охраняло здание собора, поддерживала и реставрировала живопись и скульптуру, организовало библиотеку-читальню для прихожан, создало воскресную библейскую школу, проводило беседы, лекции, духовные концерты, организовало народный хор, занималось благотворительностью. Для осуществления этих целей братство собирало средства. Членами братства могли стать все желающие», — рассказал Сергей Цыбульский.
«Трудность изучения истории братства храма Христа Спасителя связана с тем, что почти не сохранилось никаких документов о нём. Собор с 1923 по 1931 год был захвачен обновленцами. Есть свидетельства о том, что обновленцы документами топили печи. Боюсь, что большая часть документов была тогда безвозвратно утеряна», — добавил историк.
Слева направо: Наталия Игнатович, Константин Обозный
Секретарь кафедры церковной и социальной истории СФИ Наталия Игнатович выступила с докладом «Деятельность “Братства-Союза ревнителей и проповедников православия” по защите церкви после 1917 года».
«В тяжёлый период истории наша Церковь призывала к покаянию, и этот призыв был подхвачен Братством. Кроме того, Братство начертило путь принесения достойных плодов покаяния: исполнение обетов, данных при крещении, жизнь по вере, то есть на основах братолюбия. В восстановлении нормы церковной жизни они видели защиту Церкви. Братства оказались церковной силой, на которую смог опереться святейший патриарх Тихон и церковные власти в ситуации начавшихся гонений. “Братство-Союз ревнителей и проповедников православия” и другие братства в Москве и других городах своими действиями показывали, что они готовы следовать за своим патриархом, потому что видели в нем мудрого кроткого любящего пастыря, который исповедует, что главное в годину начавшихся гонений — это жизнь, а не смерть и могила. И эта жизнь завещана нам Христом Спасителем», — подчеркнула Наталия Игнатович.
«Призыв патриарха Тихона к преодолению разделений, противостояний, различных ссор, раздоров и ненависти до сих пор актуален в нашей Церкви, в нашем народе, в нашем обществе. В нем проявилась замечательная чуткость патриарха к тому, что мирянам можно доверить церковь, что они не просто придаток к иерархии. Миряне могут быть соработниками, они могут быть надёжными помощниками, могут быть именно тем Телом Христовым, на которое иерархия может опереться. Мы знаем, что члены братства стали живым щитом по охране и защите церкви, благодаря чему очень многое удалось сохранить. И дай Бог, чтобы эти потенции и этот импульс и сегодня не были забыты», — отметил Константин Обозный.