Плохому учебнику предпочёл бы каторгу
«Богословское образование должно вестись в атмосфере свободы и поиска, твёрдо опираясь на церковную традицию, от первохристианских общин и до новомучеников и исповедников XX века, — сказал ректор Свято-Филаретовского института кандидат исторических наук Алексей Мазуров на ежегодной торжественной встрече в день памяти небесного покровителя Института 2 декабря. — Мы стараемся дать человеку точку опоры в богопознании, а значит и в самопознании, которое может состояться только в напряжении общения с Богом и людьми. Наш институт для многих стал местом такого общения».
«Сейчас много говорят об образовательной, социальной, культурной миссии университетов, — добавил ректор СФИ. — В узком смысле она связывается с профессиональной подготовкой по специальности. Так, мы готовим теологов, историков, религиоведов, специалистов по социальной работе. Но помимо этого у нас действительно есть своя миссия, и неслучайно мы носим имя святителя Филарета. Как поётся в его тропаре, он “имея разум просвещённый, народу истину и правду возвестил”. Человеку важно понимать, что он не просто закинут песчинкой в этот многомиллиардный мир, но что у него есть своё предназначение, и нам бы хотелось помогать людям своё призвание обретать».
«В этом нас вдохновляет святитель Филарет Московский, который при жизни, да и после смерти вызывал крайне противоречивые толки, — напомнил Алексей Мазуров. — Консерваторы считали его масоном, протестантом, якобинцем в богословии, карбонарием. Либералы видели в нём обскуранта и жёсткого деспота. Александр Герцен определял его как какого-то оппозиционного иерарха. И в этих разговорах о митрополите Филарете нельзя не увидеть параллелей с современностью, с тем, как воспринимают и наш институт».
Способность бескомпромиссно руководствоваться своей христианской совестью — одна из черт, которым, по мнению Алексея Мазурова, всем стоит поучиться у митрополита Филарета. Он рассказал, как в 1833 году, когда был сочинён гимн Российской империи “Боже, царя храни!” и в Большом театре должно было состояться его публичное прослушивание, Филарет отказался участвовать под предлогом, что не хочет идти в «храм», где высится языческая фигура Аполлона — покровителя искусств. «Можно представить себе какое это вызвало возмущение», — добавил Алексей Мазуров.
Ещё одно качество митрополита, достойное каждого христианина, тем более иерарха, — способность признавать и исправлять свои ошибки. «1834 год. Приближался четвертьвековой юбилей победы над армией Наполеона, и в Москве завершилось строительство триумфальной арки, закладку которой освящал лично митрополит Филарет. Однако освящать законченное сооружение, несмотря на прямую просьбу и даже повеление со стороны императора Николая Павловича, он отказался, — рассказал Алексей Борисович. — Император был в ярости, приказал седлать лошадей, чтобы уехать из Москвы. Арку потом освятили малым военным освящением. Митрополит Филарет очень переживал, поехал в Троице-Сергиеву лавру, и там в видении ему явился преподобный Сергий и сказал замечательные слова: “Не смущайся. Всё пройдет”. И действительно, потом всё развеялось, как дым, ничего не осталось от этих переживаний».
Митрополит Филарет был выдающимся деятелем на ниве христианского просвещения, сам читал лекции, писал учебники и очень радел о качестве высшего образования, чему тоже можно поучиться всем, кто сегодня трудится в этой сфере. «Однажды он принимал экзамен по нравственному богословию в Московской духовной академии, и ему попался рукописный учебник, просмотрев который, митрополит произнёс убийственную характеристику: “Если бы мне был предоставлено выбрать — или учить эти лекции, или идти на каторгу — я предпочёл бы каторгу”».