Перейти к основному содержимому

Отошёл ко Господу протоиерей Леонид Кишковский

Сегодня отошёл ко Господу протоиерей Леонид Кишковский, многолетний руководитель Отдела внешних и межцерковных связей Православной церкви в Америке, редактор журнала “The Orthodox Church”, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в городе Си-Клифф штата Нью-Йорк. 
Протоиерей Леонид Кишковский, первый проректор СФИ Дмитрий Гасак, профессора СФИ Давид Гзгзян и Александр Копировский. Москва, Свято-Филаретовский институт, 2014 год

Протоиерей Леонид Кишковский, первый проректор СФИ Дмитрий Гасак, профессора СФИ Давид Гзгзян и Александр Копировский. Москва, Свято-Филаретовский институт, 2014 год

Read this in English

Многие наши соотечественники помнят отца Леонида по его выступлению на антицерковной конференции «Единство Церкви», проходившей в 1994 году в Москве в гостинице «Даниловская» и посвящённой попытке разгрома двух крупнейших московских миссионерских приходов и осуждения их настоятелей – священников Георгия Кочеткова и Александра Борисова. 

«Его выступление было очень ярким и эмоциональным, – вспоминает известный церковный историк священник Илья Соловьёв. – Он говорил о том, что конференция очень напоминает обличительные собрания советского времени. “То, что происходит здесь, протопресвитер Александр Шмеман называл “духовным большевизмом””, – закончил свою краткую речь отец Леонид». 

«Упокой, Господи, Своего верного служителя! Тогда, в 1994 году, он повёл себя смело и благородно, и как наш друг, и как друг истины и правды», – сказал основатель Свято-Филаретовского института священник Георгий Кочетков

Отец Леонид Кишковский живо интересовался жизнью и судьбой Русской церкви, активно поддерживал связи с церковными и общественными деятелями в России. 

«Отец Леонид был крупным церковным деятелем, и учитывая положение Американской православной церкви и в Соединённых штатах, и в мире, это накладывало на него большую ответственность, – говорит первый проректор Свято-Филаретовского института Дмитрий Гасак. – Он был человеком очень опытным и умным, проницательным. Будучи потомком русских эмигрантов, он больше других понимал духовную подоплёку происходящего в России и в советское время, и в 90-е годы, и сегодня – и имел свой уникальный взгляд на церковную историю XX века». 

«В личном общении отец Леонид был человеком достаточно искренним и очень к себе располагавшим, – вспоминает Дмитрий Гасак. – После отца Александра Шмемана и отца Иоанна Мейендорфа он, может быть, был одним из самых значительных деятелей Православной церкви в Америке (ПЦА). С Русской церковью он был связан не только в силу особого положения ПЦА, но и просто в силу своего происхождения и своей любви к России и русской культуре. Встречи с ним всегда имели большое значение». 

«Последний раз мы виделись во время поездки вместе с отцом Георгием Кочетковым и нашим преподавателем Давидом Гзгзяном в США в 2015 году, – рассказал Дмитрий Гасак. – Конечно, мы много говорили о положении Русской церкви. Одна из острых тем нашего разговора была связана с практическим воплощением соборности – в какой мере в православии возможно создание соборных форм жизни, таких как братства, общины. Отец Леонид хорошо представлял себе всю сложность современного положения православия не только в Америке, но и в России, и в Европе, и в других странах, и на Востоке. Он, конечно, имел свой опыт церковной жизни и свои позиции и не во всём соглашался. Вместе с тем он был человеком думающим о перспективах православной церкви в современном мире и, естественно, признавал возможность различных форм церковной жизни помимо приходских, хотя и считал, что приход останется основной такой формой на много лет вперёд». 

«Он, безусловно, был нашим другом, может быть не очень близким, но и это, конечно, очень дорого, – добавил Дмитрий Гасак. – Во всех церковно-политических сложностях отец Леонид сохранял такие качества, как честность, благородство и смелость (матушка его говорила, что он всегда немножко лез на рожон). Это на сегодняшний день редкие качества, и когда их встречаешь, это всегда вдохновляет и возвышает». 

Вечная память отцу Леониду и соболезнования его семье. 

Леонид Кишковский родился 24 марта 1943 года в Варшаве в русской семье. Во время Второй мировой войны семья оказалась в Германии, в 1951 году переехала в США. С 1961 по 1964 год Леонид Кишковский изучал политологию и историю в Университете Южной Калифорнии, а с 1964-го по 1968-й – богословие в Свято-Владимирской духовной семинарии. В 1969 году женился на Александре Куломзиной и был рукоположен. Служил в часовне при Свято-Троицком соборе в Сан-Франциско, с 1974 года был настоятелем храма Казанской иконы Божией Матери в Си-Клиффе, штат Нью-Йорк. С 1990 по 1991 год служил председателем Национального совета христианских церквей США и стал первым православным клириком во главе этой организации. В 1996 году – член Комитета советников Госдепартамента США по вопросам религиозной свободы за границей. Председатель Исследовательского центра по вопросам религии и прав человека в закрытых обществах. В 2000-х – член администрации и помощник канцлера Православной церкви в Америке по вопросам межцерковных отношений, заместитель председателя Отдела коммуникаций Православной церкви в Америке, член Совета директоров (вице-президент) Международного фонда православных благотворительных организаций.