Церкви нужен не только богослужебный, но и экклезиологический опыт новомучеников и исповедников
Члены Церкви должны быть не потребителями, а участниками совершающегося богослужения, подчеркнула декан богословского факультета СФИ Зоя Дашевская, анализируя опыт новомучеников исповедников и его современное восприятие на симпозиуме «Поместный собор 1917-1918 годов и литургическое возрождение. Прошлое и настоящее» в Духовно-образовательном центре преподобной Женевьевы Парижской 26-27 января.
Часто считается, что скудость внешних условий и особенности практики новомучеников и исповедников российских определялись ситуацией гонений, а в настоящее время гонений нет, следовательно, можно не принимать во внимание эти особенности и вернуться к прежним дореволюционным формам богослужения. Однако, по мнению Зои Дашевской, «важны и их литургические открытия, и еще более – то, что члены Церкви должны быть не потребителями, а участниками совершающегося богослужения, служить Богу сердцем и умом, не разделяя веру, жизнь и молитву».
«Не в том дело, что если мученики могли служить без облачений и сосудов, то и нам, как некоторые думают, от них следует отказаться, – сказала Зоя Дашевская. – Нам нужно воспринять как литургические, так и экклезиологические завоевания новомучеников и трудиться над тем, чтобы унаследовать их глубокое знание церковной традиции и любовь к ней и готовность следовать воле Божьей даже при угрозе собственной жизни».
В Русской церкви есть живое стремление к литургическому обновлению, однако современная практика, когда «молитвы не слышны и народ не может в них участвовать, литургический катехизис практически отсутствует, язык богослужения остается в основном непонятным, песнопения исполняются так, что им невозможно подпевать, Священное писание на систематическом основании в богослужении не задействовано, живая литургическая проповедь остается по-прежнему редкостью», приводит к тому, что «народ не воспринимается как сослужитель, да никто толком и не учит его, что значит служить Богу во время храмового богослужения», подчеркнула Зоя Дашевская в своем докладе «Опыт евхаристического служения новомучеников и исповедников российских и его восприятие в современной литургической практике».
Именно полное внутреннее усвоение опыта новых мучеников и исповедников позволит церковному народу полноценно участвовать в богослужении и преодолеть все наиболее ощутимые искажения и разрывы в литургической традиции, считает декан богословского факультета СФИ.
Симпозиум «Поместный собор 1917-1918 годов и литургическое возрождение. Прошлое и настоящее» собрал для обсуждения «путей развития литургической идентичности» после Собора и его влияния на современную богослужебную практику ученых и священнослужителей как из Русской православной церкви Московского патриархата, так и из Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе, а также исследователей из Католической церкви.
В конференции приняли участие профессор Папского Университета святого Фомы Аквинского священник Иакинф Дестивель, профессор Свято-Сергиевского православного богословского института диакон Андрей Лосский, проректор по учебной работе Санкт-Петербургской православной духовной академии протоиерей Владимир Хулап, докторант Папского Восточного института Максим Кивелев, настоятель храма Пресвятой Троицы и святых бессребреников Космы и Дамиана в Брюсселе священник Кристоф Д’Алуазьё, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Парголово (Санкт-Петербург) игумен Силуан (Туманов), клирик храма святителя Николая Чудотворца в Амстердаме священник Хилдо Бос и другие.
Все доклады организаторы опубликовали на своем Youtube-канале.
Зоя Дашевская,
декан богословского факультета СФИ
На этот раз разбирались проблемы богослужебные: была рассмотрена предсоборная и соборная дискуссия по литургическим вопросам и её плоды, а также современная литургическая практика. Конференция проходила по благословению епископа Корсунского Нестора и с его участием в стенах гостеприимного образовательного центра, который возглавляет иеромонах Александр (Синяков). Каждый день конференции открывался литургией и завершался краткой вечерней. Богослужение, которое и в пятницу в семинарии, и в субботу в новопостроенном кафедральном соборе возглавлял отец Александр, оставило неизгладимое впечатление: все молитвы читались вслух всего народа, Писание – лицом к собравшимся. После чтения Апостола проповедовал чтец, после Евангелия – отец Александр; все изменяемые части были напечатаны по-французски и раздавались желающим при входе в храм. К сожалению, в наших пределах молитва совершается так открыто, сердечно и по-братски, при участии всех собравшихся, чрезвычайно редко.
Об особенностях богослужения в общине домового храма святой Женевьевы Парижской при Русской духовной семинарии во Франции ректор духовно-образовательного центра имени преподобной Женевьевы Парижской иеромонах Александр (Синяков) рассказал на круглом столе, посвященном представлению разнообразного литургического опыта в современной церкви. Опыт Свято-Филаретовского института и Преображенского братства представила декан богословского факультета СФИ Зоя Дашевская, доклад о совершении миссионерских богослужений в РПЦ сделал ректор Белгородской духовной семинарии с миссионерской направленностью протоиерей Алексей Куренков, также были сообщения о богослужении, рассчитанном на людей с нарушением слуха, в приходской общине храма святых апостолов Петра и Павла при РГПУ имени А.И. Герцена (священник Димитрий Симонов), о влиянии русской духовности на литургический опыт Шеветоньского бенедиктинского монастыря (иеродиакон Михаил (Эвельсон)).
Симпозиум «Поместный собор 1917-1918 годов и литургическое возрождение. Прошлое и настоящее» состоялся 26-27 января в Париже в Духовно-образовательном центре преподобной Женевьевы Парижской по благословению епископа Корсунского Нестораи собрал ученых и церковных деятелей из Бельгии, Голландии, Италии, России, Франции, представителей Русской православной церкви Московского патриархата, Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе, Римско-католической церкви.