О трансформации понятий внутренней и внешней миссии в Синодальное время рассказала замдекана богословского факультета СФИ на «Макарьевских чтениях»
19 сентября в Горно-Алтайске состоялась XIX международная научно-практическая конференция «Макарьевские чтения», посвящённая 75-летию Горноалтайского государственного университета. Традиционно на конференции рассматриваются вопросы истории Русской православной церкви, её взаимоотношений с другими конфессиями, государством и обществом.
— Есть то, что объединяет Горноалтайский государственный университет и Горноалтайскую епархию как два родственных человеческих сообщества, — отметил епископ Горноалтайский и Чемальский Макарий, приветствуя участников форума. — Это тот факт, что Горноалтайский государственный университет — преемник Горноалтайского учительского института.
— Именно учительство как основная гуманитарная функция любого вуза роднит наши сообщества и восходит к слову, некогда сказанному Спасителем мира, Господом нашим Иисусом Христом Его ученикам: «Итак, идите и сделайте учениками все народы!» Этот благородный дух учительства подъяли святые земли алтайской — преподобный Макарий (Глухарёв) и апостол Алтая святитель Макарий (Невский), митрополит Московский. Это наши общие отцы-основатели, миссионеры и первые народные учителя, прославленные в лике святых, которые заложили основы не только церковной и духовной миссии, но и основы светского образования, открыли немало школ, в которых преподавались общеобразовательные учебные дисциплины, — добавил глава Горноалтайской епархии.
Заместитель декана богословского факультета Свято-Филаретовского института Ольга Орлова представила доклад «Понятие внешней и внутренней миссии в Российской православной церкви в дискурсе Синодального времени». Исследователи отмечают перемену, произошедшую в содержании понятий «внутренней» и «внешней» миссии в конце XIX века. Как показала Ольга Орлова, важнейшей вехой в этом отношении стал Первый миссионерский съезд, который проблематизировал представление о миссии. Если до 1887 года границы между «внешней» и «внутренней» миссией определялись границами Российской империи, то после — границами Православной церкви. Так, язычники, мусульмане, буддисты, ламаисты и другие нехристианские течения, даже в границах Российской империи, становятся адресатом внешней миссии, тогда как под внутренней миссией стало пониматься обращение к старообрядцам, сектантам, а также православным людям, не окрепшим в вере.
Конечно, миссионеры XIX века осознавали и проблему существования номинальных христиан, которые нуждаются в свидетельстве, в укоренении в православной вере, добавила Ольга Орлова. Миссионеры также старались учитывать социальные и политические аспекты, влияющие на паству. Осмысляя эти проблемы в своих трудах, они связывали их с делом просвещения и пастырством, не смешивая с миссией — то есть благовестием о Христе неверующим и язычникам.
В конференции приняли участие представители Горно-Алтайского государственного университета, Кузбасской православной духовной семинарии, Новосибирской православной духовной семинарии, Барнаульской духовной семинарии, Гуманитарного института Северо-Кавказского федерального университета, Томской духовной семинарии, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Нижневартовского государственного университета, Алтайского государственного педагогического университета им. И.И. Ползунова и других учебных и научных организаций.