Перейти к основному содержимому

Обновление vs обновленчество

Конференция «Религия и власть: обновленчество в русском православии и религиозный модернизм XIX–XX веков», состоявшаяся 13–14 июня в Государственном музее истории религии, собрала историков, философов, социологов и религиоведов – исследователей истории обновленческого раскола в Русской церкви.

Свято-Филаретовский институт на конференции представляли заведующий кафедрой церковно-исторических дисциплин Константин Обозный с докладом о церковном обновлении в трудах и служении пресвитера Сергия Желудкова и учёный секретарь института Юлия Балакшина.

Насколько обновленческий раскол был связан с дореволюционным течением за церковное обновление, шедшим в каноническом русле? Что было главным в этом течении – желание достигнуть конкордата с властью или стремление к преобразованиям в церкви в новых условиях? Можно ли говорить об идейной связи обновленцев с христианскими социалистами? Эти и другие вопросы были предложены для обсуждения.

«Несмотря на самоочевидную идейную и “персонажную” разницу между Движением ревнителей церковного обновления, заявившим о себе в период революции 1905 года, и обновленческим расколом 1920-х годов, инспирированным советской властью, вновь и вновь появляются выступления, цель которых обосновать преемственность между этими явлениями», – отметила Юлия Балакшина.

В своем выступлении «Христианское отношение к власти: между обновлением и обновленчеством» она проследила, как было осмыслено и сформулировано отношение к государственной власти в движении церковного обновления и в обновленческом расколе. Анализируя риторику лидера обновленческого движения Александра Введенского, Юлия Балакшина показала, как он «приходит к выводам, прямо противоположным изначальным установкам дореволюционных “реформаторов”, призывавших церковь к ответственности за мир, за общественную жизнь, за государство, как одну из форм богочеловеческого строительства». В результате «задача спасения мира от больных социальных вопросов целиком передается советской власти, тогда как новая церковь, получает “полноту возможности выявления всех её чисто религиозных заданий”, а “не чисто религиозных задач, – утверждает ВЦУ, – у церкви быть не может», – отмечает Юлия Балакшина, добавляя, что на простых декларациях обновленцы не останавливаются, а сразу объявляют «решительную борьбу с контрреволюцией в епархиях и приходах».

Также были представлены доклады, посвящённые деятельности обновленческого Ленинградского высшего богословского института в 1924–1930 годов, обновленческому собору 1923 года, обновленческому движению на Нижней Волге и на Дону, в Рязанской епархии в 1920-е годы, примерам противостояния обновленческому расколу и другие. Обсуждались также параллели обновленческому движению в модернистских течениях иных христианских конфессий, и в других религиях в XIX–XX веках.

В конференции приняли участие главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга Михаил Шкаровский, заведующий церковно-исторической кафедрой Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов, профессор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Сергей Фирсов, председатель Общества любителей церковной истории священник Илья Соловьев, руководитель Некоммерческого партнерства по защите и сохранению объектов культурного наследия «Спасское дело» Александр Мраморнов, секретарь епархиальной комиссии по канонизации святых Урюпинской епархии РПЦ священник Евгений Агеев и другие исследователи.

Организаторы международной научно-практической конференции – Министерство культуры Российской Федерации, Государственный музей истории религии, Ассоциация «Российское историческое общество», АНО «Центр постсоветских исследований и общественного проектирования», Общество любителей церковной истории, Санкт-Петербургское отделение Российского общества интеллектуальной истории.