Перейти к основному содержимому

О кризисе церковной проповеди говорили в Тверской епархии

Семинар «Кризис церковной проповеди и пути его преодоления» из цикла духовно-просветительских встреч, инициированных тверскими православными братствами при поддержке Миссионерского отдела Тверской епархии, состоялся в Твери 20 мая по благословению митрополита Тверского и Кашинского Саввы.
Руководитель Научно-методического центра по миссии и катехизации СФИ Владимир Якунцев

Руководитель Научно-методического центра по миссии и катехизации СФИ Владимир Якунцев

Участники семинара обсуждали, каково место проповеди в православном богослужении и в самой жизни церкви, что происходит с ним сегодня, как восстановить связь жизни, веры и молитвы.

Проповедь имеет для церковного собрания такое же фундаментальное, конституирующее значение, как молитва. «Мы не можем представить себе церковное, христианское собрание, в котором отсутствует молитва, – отметил руководитель Научно-методического центра по миссии и катехизации СФИ Владимир Якунцев. – Точно так же мы не можем представить, что церковное собрание может жить полноценно, если в нём не звучит проповедь. На этом стоит наша древняя церковная традиция. Писание не случайно говорит, что человек “умирает без наставления и от множества безумия своего теряется” (Притч 5:23)». 

Но вдруг оказалось, что проповедь в том её смысле, на том месте, где она должна была бы быть, отсутствует или редуцирована.

«Одним из первых определений Поместного собора Русской церкви 1917-1918 годов было определение о проповедничестве, в котором признавалась необходимость собрать способных людей церкви, в том числе из мирян, чтобы за богослужением звучала проповедь, – напомнил Владимир Якунцев. – Основная задача заключалась в том, чтобы сделать проповедь живой и действенной. В наше время для многих не очевидно, что эта цель достигается не всегда».

Владимир Якунцев выделил несколько проблем современной церковной проповеди. «Главная проблема в том, что проповедь мыслится и совершается в отрыве от церковного собрания, – отметил он. – Как отмечает протопресвитер Александр Шмеман в книге “Евхаристия. Таинство Царства”, церковная проповедь – это проповедь, которая рождается в церковном собрании, обращена к нему и воспринимается им. Проповедник в данном случае не стоит над собранием, но служит ему. И в этом один из главных ключей действенности проповеди». 

Второй кризисный момент, на который обратил внимание Владимир Якунцев, касается восприятия богослужения – это внутренний разрыв между словом проповеди и таинством евхаристии, восприятие их по отдельности. «В отрыве от благовестия, от слова проповеди таинство рискует превратиться в магию, – говорит эксперт. – В то же время слово, которое не связано с конкретным собранием, не исполняется в его жизни, рискует выродиться в доктрину, в некие знания или благопожелания, о чём тоже писал отец Александр Шмеман». 

С этим связана ещё одна существенная проблема – место проповеди в самом богослужении: не всё равно, в какой момент она звучит. Если проповедник обращается к собранию на литургии во время запричастного стиха или даже перед отпустом, как это сейчас нередко происходит, то это означает другой характер проповеди, чем после Писания. «Чины древних литургий предполагали и наличие особой гомилетической проповеди на литургии верных, даже в начале анафоры – для тех, кто участвует в таинстве, – отметил Владимир Якунцев. – Но самая фундаментальная проповедь – керигматическая, в которой возвещается то, что Церковь обращает ко всем людям, в том числе и к неверующим, и к оглашаемым. В ней важно актуализировать смысл самого Евангелия. Традиция этой проповеди во многом утеряна и она редко звучит на литургии, не говоря уже о вечерне и утрене».

Между тем, вечерние и утренние службы, пришедшие к нам из традиции Ветхого Завета, имеют синагогальное происхождение, и для них проповедь является центральным, системообразующим элементом, подчеркнул Владимир Якунцев. Проповедь после Писания свидетельствовала о том, что слово, которое пришло от Бога, услышано и воспринято, и только после этого открывалась возможность для молитвы собрания к Богу. «В нормальном случае церковная молитва рождается в собрании как плод слышания Божьего слова, – отметил он, – и тогда это та молитва, которая угодна Богу».

Председатель Епархиального миссионерского отдела иерей Антоний Русакевич

Председатель Епархиального миссионерского отдела иерей Антоний Русакевич

Протоиерей Георгий Белодуров

Протоиерей Георгий Белодуров

Председатель Мариинского православного братства Лидия Крошкина

Председатель Мариинского православного братства Лидия Крошкина

Иерей Виктор Гавриш

Иерей Виктор Гавриш