Николай Сванидзе: «Нельзя кормить наших детей враньем»
Присоединиться к акции, а также вспомнить и своих родственников сможет любой желающий независимо от вероисповедания. Традиционно в акции принимают участие и представители Свято-Филаретовского института.
«“Молитва памяти” нацелена на то, чтобы в ней могли принять участие как можно больше людей из разных городов, наши простые соотечественники, которые смотрят телевизор и которым не каждый день сообщают, что творилось в стране восемьдесят и сто лет назад, – рассказала Юлия Балакшина, ученый секретарь Свято-Филаретовского института и инициатор акции в Санкт-Петербурге. – Поэтому география акции постоянно расширяется».
Акция носит неполитический характер, ее участники вспоминают имена всех жертв, включая тех людей, которые сами были причастны к проведению репрессий.
По словам Юлии Балакшиной, в Петербурге за десять лет чтения имен было прочитано только два тома Ленинградского мартиролога из тринадцати. «В какой-то момент я поняла, что для того чтобы сохранить память об этих людях, просто человеческих усилий мало, и нужно, чтобы они пребывали в памяти Божьей», – поделилась она.
«Смысл акции – в оживлении памяти, важно сделать усилие, чтобы тьма беспамятства и безразличия отступила, – сказал Алексей Наумов, президент Культурно-просветительского фонда «Преображение», один из инициаторов «Молитвы памяти». – С каждым годом к акции присоединяется все больше и больше людей. Это дело чести объединяет лучше любых идеологических призывов, это то, что меняет человека всерьез, на глубине».
Сто лет без памяти
По мнению участников пресс-конференции, несмотря на большое количество научных и официальных мероприятий и даже открытие памятника «Стена скорби», в год столетия Октябрьского переворота его последствия в обществе осознаны плохо. Писатель Виталий Шенталинский, отвечая на вопрос, как за последние тридцать лет изменилось отношение к этой теме, высказал мнение, что «революция сейчас не по плечу нашему общественному сознанию. Царит дикая разноголосица».
«Для меня главный нерв этого кровавого юбилея в том, чтобы граждане определились, в какой России они живут – в России Пушкина или в России Сталина, – сказал Виталий Шенталинский. – Мешает какое-то внутреннее препятствие. Может быть, мы слишком зомбированы, и кроме исторического беспамятства есть такая болезнь: мы не можем отделить добро от зла. С одной стороны – “Молитва памяти”, замечательная “Стена скорби”, а с другой стороны – наш министр культуры открывает памятник Сталину».
Виталий Александрович отметил, что «Молитва памяти» стоит в ряду таких проектов, как «Бессмертный барак», книга «1917: моя жизнь после», которые «возникают снизу, не “от начальства”, а от внутренней необходимости». Люди, которые их делают, «мостят дороги от прошлого к будущему». «Чтобы история принадлежала каждому из нас, и каждый себя считал не только “жертвой” истории, но и ее носителем и создателем, нужно жить по меньшей мере в двух временах – личном и историческом, с предками и с потомками вместе», – сказал Виталий Шенталинский.
Николай Сванидзе, историк, тележурналист, член Комитета гражданских инициатив, говоря о влиянии акции на общество, согласился, что она имеет объединяющее значение: «Надо знать правду. Нельзя кормить наших детей враньем, нельзя их обманывать. Сегодня было произнесено слово “манкурт” – слово из книги Чингиза Айтматова “И дольше века длится день”, ставшее нарицательным. Мы не можем превращать наших детей в манкуртов, это бессовестно».
Акция «Молитва памяти» проводится ежегодно 30 октября с 2010 года. Изначально ее инициатором выступило Преображенское братство – крупнейшее объединение верующих в Русской православной церкви. Акция проходит при поддержке Синодального отдела Русской православной церкви по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ.
В этом году «Молитва памяти» состоится в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Твери, Самаре, Воронеже, Пскове, Архангельске и многих других городах России, а также в Кишиневе, Берлине, Париже и городах Великобритании, Канады и США.