«Неблагочестива, неблагообразна»
![Соискательница Галина Коптева
Научный руководитель Г. Коптевой заведующий кафедрой богословия и литургики СФИ](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/caa634cde907a41e3d1d92f4085aaba227684423/IMG_6280_resize-980x653.jpg)
«Подвиг юродства матери Марии (Скобцовой): богословский и аскетический аспект» – так сформулировала Галина Коптева тему своей выпускной квалификационной работы.
Фигура матери Марии – ключевая в истории XX века. Она была необычной монахиней – не заботилась в первую очередь о личном спасении, провозгласила и утверждала возможность монашества в миру, где действовала с полной самоотдачей, с отвержением себя до смерти.
Соискательница указала на переосмысление матерью Марией традиционных монашеских обетов. Целомудрие, понятое как целостность, «обещается Богу не как сохранение данности, но приобретается аскетическим подвигом самопожертвования и парадоксально сочетается со всематеринством». В обете нестяжания мать Мария выделяет противоборство духовному эгоцентризму вплоть до гибели за других, а послушание толкует как послушание церковному делу и связывает его со служением, понимаемым как «безумие любви, которая не должна иметь меры и границ», – пишет автор работы.
«Есть принципиальный момент новизны, о котором говорит Галина Коптева, – отметила один из рецензентов, старший научный сотрудник Дома русского зарубежья им. А. Солженицына Наталья Ликвинцева. – Для матери Марии важно противопоставление не столько миру, сколько “теплохладному” христианству, “фарисейской” церковности, следящей за соблюдением правил и обрядов и утратившей самое важное в христианстве – его огненную и жертвенную любовь к Богу и человеку».
«Галина Коптева очень точно выделяет будущее кредо матери Марии, сформулированное ее другом детства: “подвиг в самоотвержении и скромности”», – указала второй рецензент, исследовательница творчества матери Марии, старший преподаватель СФИ и Тверского филиала РГГУ Лидия Крошкина.
«Эта работа не просто замечательная, она открывает лично для меня некоторые горизонты», – сказала научный консультант Галины Коптевой, доктор культурологии, доцент СФИ и Центра изучения религий РГГУ Анна Шмаина-Великанова.
Несмотря на ряд недостатков, на которые также указывали рецензенты, Галине Коптевой удалось показать, что черты юродства в творческом наследии матери Марии и в ее жизни были не случайными, но составляли особый тип святости, сознательно избранный, осмысленный и воплощенный как путь служения Богу и ближнему.
![профессор](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/f70f3c974a4862ec4f22fb8b5f10da78f199e76c/IMG_6284_resize-980x653.jpg)
![к.ф.н. Д.М. Гзгзян
Рецензент Г. Коптевой старший научный сотрудник Дома русского зарубежья им. А. Солженицына Н.В. Ликвинцева
Научный консультант Г. Коптевой](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/e24dfe1b3d92bace3292a0d321677f7b2a9bb175/IMG_6313_resize-980x650.jpg)
![доктор культурологии](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/e7473a8235a0fe532c40cd29d7a0369ea5636ccd/IMG_6319_resize-980x653.jpg)
![доцент СФИ и Центра изучения религий РГГУ А.И. Шмаина-Великанова](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/08231823b059fab0676ae7ff5b6778438555debe/IMG_6323_resize-980x653.jpg)