«Неблагочестива, неблагообразна»
«Подвиг юродства матери Марии (Скобцовой): богословский и аскетический аспект» – так сформулировала Галина Коптева тему своей выпускной квалификационной работы.
Фигура матери Марии – ключевая в истории XX века. Она была необычной монахиней – не заботилась в первую очередь о личном спасении, провозгласила и утверждала возможность монашества в миру, где действовала с полной самоотдачей, с отвержением себя до смерти.
Соискательница указала на переосмысление матерью Марией традиционных монашеских обетов. Целомудрие, понятое как целостность, «обещается Богу не как сохранение данности, но приобретается аскетическим подвигом самопожертвования и парадоксально сочетается со всематеринством». В обете нестяжания мать Мария выделяет противоборство духовному эгоцентризму вплоть до гибели за других, а послушание толкует как послушание церковному делу и связывает его со служением, понимаемым как «безумие любви, которая не должна иметь меры и границ», – пишет автор работы.
«Есть принципиальный момент новизны, о котором говорит Галина Коптева, – отметила один из рецензентов, старший научный сотрудник Дома русского зарубежья им. А. Солженицына Наталья Ликвинцева. – Для матери Марии важно противопоставление не столько миру, сколько “теплохладному” христианству, “фарисейской” церковности, следящей за соблюдением правил и обрядов и утратившей самое важное в христианстве – его огненную и жертвенную любовь к Богу и человеку».
«Галина Коптева очень точно выделяет будущее кредо матери Марии, сформулированное ее другом детства: “подвиг в самоотвержении и скромности”», – указала второй рецензент, исследовательница творчества матери Марии, старший преподаватель СФИ и Тверского филиала РГГУ Лидия Крошкина.
«Эта работа не просто замечательная, она открывает лично для меня некоторые горизонты», – сказала научный консультант Галины Коптевой, доктор культурологии, доцент СФИ и Центра изучения религий РГГУ Анна Шмаина-Великанова.
Несмотря на ряд недостатков, на которые также указывали рецензенты, Галине Коптевой удалось показать, что черты юродства в творческом наследии матери Марии и в ее жизни были не случайными, но составляли особый тип святости, сознательно избранный, осмысленный и воплощенный как путь служения Богу и ближнему.