Не против, а выше
1 октября в Свято-Филаретовском институте состоялись защиты выпускных квалификационных работ. Три из них были написаны на кафедре миссиологии, катехетики и гомилетики, одна на кафедре церковно-исторических дисциплин и одна на кафедре богословских дисциплин и литургики.
Работа Дарьи Макеевой была посвящена деятельности митрополита Никодима (Ротова) по установлению диалога Русской православной церкви с инославными церквами. Среди непростых вопросов, которые исследовала студентка, – во многом противоречивая церковная позиция и политика владыки, отмеченная компромиссами с советской властью. Благодаря анализу не только официальных материалов, опубликованных в «Журнале Московской Патриархии», но и воспоминаний современников, в том числе критических, «у читателя формируется образ митрополита Никодима не как “иконы”, а как “портрета”», отметил рецензент работы Дарьи Макеевой архимандрит Августин (Никитин), доцент Санкт-Петербургской духовной академии, лично знавший владыку.
Ольга Подколзина представила первое исследование миссионерской проповеди Владимира Марцинковского (1884-1971), чье свидетельство о Христе оказало влияние на многих современников. Так, непосредственно под воздействием его свидетельства стал христианином Николай Евграфович Пестов, посетивший однажды его лекцию.
– Его вытащила на лекцию супруга Зоя Вениаминовна, – рассказал ученый секретарь СФИ Александр Копировский, слышавший это свидетельство от самого Николая Пестова. – Лекция называлась «Есть ли Бог?». «Я послушал, вышел, порвал свой партбилет и кинул его в урну».
Высоко ценил проповеди Марцинковского и митрополит Сурожский Антоний (Блюм), воспринявший из его опыта миссионерский принцип «не против, а выше». Это означает: «Когда ты с кем-нибудь споришь, … не говори против него, потому что если ты будешь говорить против него, он будет изо всех сил защищаться, а говори выше него, чтобы ему захотелось вырасти в новую меру».
В дискуссии, развернувшейся на защите, отмечалось, что утрата силы проповеди Марцинковского в период его пребывания в эмиграции во многом была связана с духовной трагедией его жизни – принятием повторного крещения и дальнейшей утратой связей с православной церковью и ее духовной традицией.
Проблему покаяния в наследии архимандрита Сергия (Савельева) исследовал Олег Глаголев. Главный личный грех современных христиан отец Сергий видел в потере веры в Бога и Церковь и вытекающем отсюда лжехристианстве – раздвоении жизни, ее отрыве от Евангелия. К грехам всего церковного народа он относил богоотступничество, небрежение о человеке, «прислужничество» гражданской власти, утрату соборности и обрядоверие. В качестве путей покаяния он называл воссоздание общин и возрождение просвещения и духовного образования. Архимандрит Сергий осознавал, что вхождение в традицию веры – непростое дело, и с горечью отмечал исчезновение в современной церкви людей, которые были бы носителями этой традиции. «Покажите нам настоящего христианина, и мы пойдем за ним на край света», – говорил он.
«Цель защит не только в том, чтобы соискатели получили дипломы, а чтобы и те, кто защищаются, и те, кто сидят в Государственной комиссии, что-то для себя вынесли. Я думаю, что сегодня это произошло, – сказал председатель Государственной аттестационной комиссии доктор исторических наук Алексей Борисович Мазуров, ректор Московского государственного областного социально-гуманитарного института. – Видна работа соискателей, и комиссии было интересно работать, в дискуссии были подняты любопытные вопросы. Есть очень актуальные работы. Я с большим удовольствием прочитал работу про Владимира Филимоновича Марцинковского. Интересна работа о деятельности митрополита Никодима (Ротова). Может быть, лет через 25, когда эта тема перестанет быть запретной, на нее все будут ссылаться».