Перейти к основному содержимому

Не благотворительность, а строительство общей жизни

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «“Православное дело”: история, идеи, воплощение» к 90-летию со дня основания объединения и 80-летию мученичества матери Марии (Скобцовой) собрала исследователей из Москвы, Твери, Пскова, Самары и Парижа.
Слева направо: Наталья Ликвинцева, Лидия Крошкина

Слева направо: Наталья Ликвинцева, Лидия Крошкина

«Мать Мария обладала удивительной харизмой. Она не боялась никакой грязной работы, никаких внешних тяжёлых обстоятельств, везде чувствовала себя органично, за всё благодарила Бога. И мы рады, что сейчас есть не просто продолжатели её дела, но и целые братства, которые носят ее имя», — отметил ректор СФИ кандидат педагогических наук Александр Копировский, открывая конференцию.

Александр Копировский

Александр Копировский

«Вопрос о “Православном деле” не так прост, потому что рядом с делом, со служением, стоит вопрос личного спасения. Существует мнение, что мать Мария, отвергая личное спасение, занималась социальным служением. Но это ложная постановка вопроса. Тут не было выбора — или одно, или другое. Каждый человек должен понимать, что он как личность уже спасён Христом. И своё личное спасение он соделывает на основании того, что это спасение соделано кровью, смертью Господа Иисуса Христа и Его Воскресением, и сошествием Святого Духа. Конечно, важна роль личных усилий человека, но эти усилия связаны с единым целостным служением Богу. Дело матери Марии, “Православное дело”, было не вопреки стараниям по личному спасению, а соединено с ними», — добавил Александр Михайлович.

Наталья Ликвинцева

Наталья Ликвинцева

В рамках конференции, организованной Свято-Филаретовским институтом и Домом русского зарубежья имени Александра Солженицына, состоялись две пленарные сессии и круглый стол «Идеи “Православного Дела” и социальное служение сегодня». Первая сессия была посвящена богословским идеям и теоретическим основаниям служения объединения, вторая — его истории. На круглом столе идеи матери Марии и её Дела было предложено обсудить современным практикам социальной работы — завкафедрой социальной работы ПСТГУ кандидату исторических наук Татьяне Зальцман, руководителю программы «Маршрут помощи» БФ «Жить вместе», заместителю руководителя отделения социальной работы СФИ Анне Савик, главному врачу АНО «Самарский хоспис» Ольге Осетровой, директору АНО ЦСКПУ «Друзья общины святого Эгидия» кандидату филологических наук Светлане Файн.

Лидия Крошкина

Лидия Крошкина

Богословию «Православного дела» был посвящен доклад доцента РГГУ, старшего преподавателя СФИ кандидата культурологии Лидии Крошкиной.

«В центре богословия “Православного дела” стоят экклезиология и антропология. Принципиально важны две позиции — вера в Церковь и вера в человека. Участники объединения позиционировали себя как работники на ниве церковного обновления в сфере социальной мысли и действия. Их экклезиология антропоцентрична, а в сердцевине их антропологии — общение», — отметила Лидия Крошкина.

Виктор Грановский

Виктор Грановский

Доцент СФИ кандидат философских наук Виктор Грановский представил доклад «Проблема христианского активизма: Николай Бердяев, Антон Карташёв, мать Мария (Скобцова)».

«Активизм — это активные действия христиан по созиданию социального христианства, или, как говорила мать Мария, социального апостольства. И эта вещь для нас, в целом для христиан, и в особенности для православных, оказывается достаточно проблематичной», — подчеркнул Виктор Грановский.

В своем докладе Виктор Владимирович последовательно описал, как идея христианского активизма и социального христианства раскрывалась в богословской мысли трех выдающихся мыслителей. 

Слева направо: Наталья Ликвинцева, Софья Андросенко

Слева направо: Наталья Ликвинцева, Софья Андросенко

Сотрудница кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин СФИ, аспирантка МГУ Софья Андросенко выступила с докладом «Православное дело Николая Бердяева».

«Известно, что название “Православное дело” придумал Николай Бердяев. Мой доклад посвящён антропологическим основаниям церковной и общественной мысли философа и того круга людей, кто эти же взгляды разделял. Мать Мария — один из немногих людей, которые были его “генетическими родственниками” по экклезиологическим взглядам», — отметила Софья Андросенко.

Близости и своеобразию богословских взглядов матери Марии и Николая Бердяева был посвящён доклад аспирантки ВШЭ Анны Платановой «Концепция личности у Николая Бердяева и матери Марии (Скобцовой)».

«Мать Мария и Николай Бердяев вели богословский диалог о природе человеческой свободы и о путях реализации человеческой личности. В рамках нашей темы “Православного дела” важно этого коснуться, потому что в основе объединения лежал принцип личностности. Этот диалог нашёл своё яркое отражение в текстах самой матери Марии, и в частности, в статье матери Марии “Рождение и творение”, в котором исследователи видят прямую ее полемику с ранними идеями Бердяева, выраженными в его работе “Смысл творчества”. Мне кажется, что попытка понять истоки этой полемики позволяет увидеть разнообразие акцентов, которые были значимы для Бердяева и матери Марии в практике “Православного дела”», — подчеркнула Анна Платанова.

Слева направо: Светлана Файн, Анна Савик, Марина Наумова, Татьяна Зальцман

Слева направо: Светлана Файн, Анна Савик, Марина Наумова, Татьяна Зальцман

«Деятели “Православного дела” заявляли, что их методом была не благотворительность, а строительство общей жизни. И в основе их мысли и деятельности были продуманные эклезиология и антропология. Это была экклезиология, которая мыслится как преодоление индивидуалистического понимания христианства как религии личного спасения. Они выявляли свою веру в церковь как общее дело, которое не ограничивается только литургическис служением в храме, но становится “внехрамовой литургией”, — отметила, открывая круглый стол, проректор по развитию СФИ Марина Наумова. — В объединении социальная работа соединялась с миссионерско-проститической деятельностью и строительством общей жизни. Также мы отмечаем в деятельности православного дела исповедание целостного подхода к человеку, который учитывает не только его телесные потребности, которые сейчас в нашей социальной работе называются базовыми потребностями, но и внимание к душевному миру человека, способность поставить себя на место нуждающегося, а также помощь на духовном уровне, которая всегда будет бранью за личность, за Образ Божий в человеке, за его достоинство и за его призвание».

«Цель нашего круглого стола — увидеть, есть ли преемство идей и опыта “Православного дела” в современной практике социального служения, и если есть, то в чём оно воплощается», — добавила Марина Наумова.

Татьяна Зальцман

Татьяна Зальцман

«В теории социальной работы есть разные модели. И, например, в экзистенциальной модели многое строится на том, что настоящий помогающий встречается с настоящим другим человеком. И пока ты сам не настоящий, то есть ты немножко фантазируешь про себя, то эта встреча не произойдет. Мне кажется, для матери Марии это тоже было важно, она осмысляла проблему неискренности, ложности своего внутреннего мироощущения. Это невозможно выразить в каких-то критериях, но внутри себя ты понимаешь, когда ты вдруг стал настоящим и сам с собой по-настоящему встретился», — отметила завкафедрой социальной работы ПСТГУ кандидат исторических наук Татьяна Зальцман.

Светлана Файн

Светлана Файн

«Когда я задумываюсь о жизни матери Марии и ее “Православного дела”, меня очень сильно трогает мысль об открытости христианина к современному миру, когда христианин не замкнут на личном спасении и храме, которые, безусловно, очень важны, — отметила директор АНО ЦСКПУ «Друзья общины святого Эгидия» кандидат филологических наук Светлана Файн. — Кроме того, когда мать Мария говорит о соборности, она подчеркивает, что те, кто помогают, и те, кому помогают — это единое Тело Христово. В таком подходе есть очень большая христианская ценность и глубина. Для нас, “Друзей общины святого Эгидия”, это очень близко, это то, чем мы живем».

«Хоспис — это такое прекрасное место, где принципиально важно входить в жизнь человека, в его глубину, и при этом помогать, а не быть чуждым. Христос нас учит этому своей жизнью и служением. И  “Православное дело” этому следовало. Мать Мария говорила о том что важно быть слугой человеку, отдающим нечто значимое для себя. Опасение остаться бесплодным и восприятие всей жизни, а не только служения в церкви, как нивы для труда, это для меня главное в наследии объединения», —  подчеркнула главный врач АНО «Самарский хоспис» Ольга Осетрова.

Слева направо: Ульяна Гутнер, Лидия Крошкина

Слева направо: Ульяна Гутнер, Лидия Крошкина

В рамках пленарной сессии, посвящённой истории объединения, прозвучали доклады ведущего научного сотрудника Дома русского зарубежья им. Александра Солженицына кандидата философских наук Натальи Ликвинцевой «История объединения “Православное Дело” по документам и их отсутствию»; преподавателя СФИ кандидата биологических наук Ульяны Гутнер «Деятельность матери Марии (Скобцовой) в РСХД как путь к монашескому служению»; декана исторического факультета СФИ кандидата исторических наук Константина Обозного «Отношения “Православного Дела” с французскими и оккупационными властями»; профессора Парижского университета доктора физических и химических наук Кирилла Сологуба «История “Православного Дела” после смерти матери Марии».

Константин Обозный

Константин Обозный

Конференция собрала исследователей из Москвы, Твери, Пскова, Самары и Парижа. Помимо СФИ на конференции были представлены такие высшие учебные заведения и организации, как Российский государственный гуманитарный университет, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Финансовый университет, Парижский университет, Православный Свято-Тихоновский государственный университет, Всероссийская академия внешней торговли, а также благотворительный фонд «Жить вместе», автономные некоммерческие организации «Самарский хоспис» и «Друзья общины святого Эгидия». 

Анна Савик

Анна Савик

Мы используем cookie-файлы для улучшения пользовательского опыта и сбора статистики. Вы можете ознакомиться с нашей Политикой использования cookie-файлов.