Перейти к основному содержимому

Идеи русских религиозных философов в современном контексте обсуждали в Высшей школе экономики

В начале XX века русские философы напряженно и вдохновенно искали основания для диалога между светским и религиозным, удерживая общество от соблазнов фундаментализма и секуляризма. Может ли сегодня философия решать подобные задачи, размышляли участники научной конференции, прошедшей в НИУ ВШЭ 17–18 октября. 

Профессор Свято-Филаретовского института Александр Копировский выступил с докладом «Концепция “живого музея” в статье священника Павла Флоренского “Троице-Сергиева Лавра и Россия” – апология, утопия, пророчество?». В тексте, написанном осенью 1918 года, когда стало ясно, что победившие большевики начали и будут продолжать гонение на церковь, отец Павел создает образ Лавры как «духовного центра России», который «собою объединяет в жизненном единстве все стороны русской жизни». Образ, радикально не соответствующий историческому моменту.

«Для одних это попытка апологии Лавры, представленной в виде “живого музея” церковного искусства, для других – руководство к музейному строительству будущего, – говорит Александр Копировский. – Текст можно воспринять и как утопию, рисующую образ некоего идеального места, не существовавшего и не могущего существовать в истории».

По мнению Александра Михайловича, статья Флоренского – скорее пророчество и «своего рода гипотеза, не требующая ни воплощения, ни подтверждений и доказательств, но самим своим существованием расширяющая наше представление о мире как гармонии, возможной и невозможной одновременно». Значение концепции «живого музея» отца Павла – прежде всего в стимулировании свободной философско-богословской мысли в духе всеединства, в призыве к творчеству, считает профессор Копировский.

Михаил Нестеров. Философы (Павел Флоренский и Сергей Булгаков). 1917

Михаил Нестеров. Философы (Павел Флоренский и Сергей Булгаков). 1917

На форуме также обсуждали наследие Сергея Булгакова, Николая Бердяева, Владимира Соловьева, Сергея Аскольдова (Алексеева), Владимира Эрна, Семена Франка, а также христианский гуманизм Достоевского.

В конференции «Русская религиозная философия в эпоху постсекулярности» приняли участие представители Общецерковной аспирантуры и докторантуры, Синодальной библейско-богословской комиссии РПЦ, Российского православного университета, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Московского государственного университета.

Конференцию проводит Международная лаборатория исследований русско-европейского интеллектуального диалога Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». 

Все новости