На богословском факультете СФИ прошли защиты выпускных работ
Раннехристианские трапезы и гипотезы об их происхождении и эволюции в историко-литургических исследованиях второй половины XX – начала XXI века исследуются в магистерской работе Алексея Ясонова.
«Вопрос о том, какие образы и идеи лежат в основании раннехристианской евхаристии, является предметом полемики, и для комплексного взгляда на литургическую практику доникейского времени важно систематизировать как гипотезы о её происхождении и развитии, так и данные апокрифических и нехристианских источников, — отметила старший преподаватель СФИ литургист Зоя Дашевская, комментируя актуальность темы исследования. — Такой подход позволяет непредвзято и взвешенно очертить возможные контуры агапическо-евхаристической традиции в ранней церкви».
Она подчеркнула, что вопрос о содержании и формах раннехристианских трапез остро дискутируется в исследованиях по меньшей мере на протяжении минувшего столетия. В работе обобщены имеющиеся на сегодняшний день гипотезы о ранних формах бытования евхаристических и агапических трапез и рассмотрен современный им историко-культурный контекст. Особая заслуга магистранта в том, что он предложил в работе определённый подход к систематизации большого объёма имеющихся источниковых данных.
В магистерской работе Марины Верховской впервые на русском языке исследуется «новая евангелизация» в учении, богословской мысли и практике Римско-католической церкви на примере одного из виднейших деятелей этого направления епископа Роберта Бэррона.
Как отметил рецензент священник Штефан Липке, SJ, в исследовании «прекрасно показан путь Бэррона от богословия к керигме; от собственной проповеди к осознанию, что евангелизатором должна быть вся христианская община; от интуитивных подходов — к убеждению, что евангелизация требует красоты и интеллектуальной глубины; а также отслеживается, как Бэррон стал успешным цифровым проповедником». Показывая, как позиция и деятельность Бэррона связана с учением Второго Ватиканского собора о том, что вся Церковь — субъект миссии, магистрантка также знакомит русскоязычных читателей с важными послесоборными документами.
Вместе с тем, рекомендуя работу к публикации, рецензент рекомендовал уделить особое внимание анализу жёсткой и небезосновательной критики подходов Бэррона, прозвучавшей в католических журналах — в частности обнаруживающей в подходе проповедника, по мнению отца Штефана, «негласную иммунизацию от теологии освобождения».
Магистерское исследование Александра Корнеева посвящено проповеди покаяния и церковного возрождения в служении миссионера и активного церковного деятеля начала XX века архимандрита Спиридона (Кислякова; 1875–1930). Автор работы обнаружил своеобразную кольцевую композицию в служении архимандрита Спиридона: от юношеской цельности к противоречиям и утрате духовного дара, к пастырскому проникновенному служению на каторге и новым противоречиям на военном проповедническом поприще и в итоге — к полной отдаче себя делу созидания братства. В главе, посвящённой проповеди возрождения церкви, автор исследования выделил и рассмотрел три предложенных отцом Спиридоном пути возрождения — обновлённый взгляд на евангельские принципы жизни, пересмотр практики совершения таинств церкви и созидание братств.
Бакалаврская работа Аниты Еремеевой о церковной деятельности протоиерея Николая Рудинского (1871–1937), выполненная по кафедре церковной и социальной истории под руководством профессора СФИ доктора фиологических наук Юлии Балакшиной, продолжила ряд исследований, посвящённых петербургским священникам начала ХХ века, входившим в Движение ревнителей церковного обновления. Студентке удалось обнаружить целый ряд новых документов и не только выявить направления служения священника, но и проследить их эволюцию, сопоставив студенческие идеи отца Николая о пастырстве с тем трудным путём, который ему реально пришлось пройти, в том числе столкнувшись с явлениями «церковного большевизма». Попутно автор работы нашла новые сведения о целом ряде церковных объединений, существовавших в Петербурге до и после 1917 года.
В работе Зиты Мартулевой исследуется деятельность священномученика Иоанна (Поммера) по сохранению единства церкви в период его служения во главе Латвийской православной церкви. Ясный исследовательский фокус позволил студентке избежать недостатка, которым отмечены научные биографии многих канонизированных святых ХХ столетия, авторы которых часто не стремятся представить полный и подробный анализ личности церковного деятеля, отметил специалист по истории православия в странах Балтии в XX веке кандидат исторических наук Иван Петров. Благодаря возможности работать с источниками на латышском языке магистрантке удалось представить малоизученный в российской историографии образ архиепископа Иоанна как политика, деятельного депутата Сейма и важной фигуры в истории Латвийской православной церкви. «Архиепископ Иоанн показан и как прекрасный церковный дипломат, который сумел сохранить собственную позицию в юрисдикционном споре, отличную от позиции православных церквей в Эстонии, Польше и Финляндии. В то же время прекрасно изучена проблема восприятия архиепископом печально известной декларации лояльности 1927 года», — отозвался историк о работе Зиты Мартулевой.
Также в бакалаврских работах исследовались идея воцерковления жизни в трудах архимандрита Феодора (Бухарева) (Михаил Бахадов); использование катехизической литературы Русской православной церкви в гимназиях и в других средних светских учреждениях XIX – начала XX века (Ольга Ничипорова); миссионерская деятельность священномученика Ефрема (Кузнецова), епископа Селенгинского, в период его служения в Забайкальской духовной миссии среди бурят в 1903–1910 годах (Дарья Захарова).
Темами церковно-исторических исследований бакалавров стали последствия Указа «Об укреплении начал веротерпимости» для сектантов в период с 1905 по 1917 год на примере молокан (Ольга Щукина); взаимодействие Алтайской духовной миссии со старообрядцами в 1865–1905 годах (Анастасия Шишлянникова); религиозно-нравственная деятельность крестьянина Василия Сютаева в контексте евангельского пробуждения в России 70-х – 80-х годов XIX века (Ирина Власенко); Епархиально-приходская деятельность и пастырское служение архиепископа Андрея (Ухтомского) в 1922–1937 годах (Алексей Первухин); вопросы духовного образования в деятельности Ставропольского собора и Временного высшего церковного управления на Белом Юге России в 1919–1920 годы (Екатерина Кулагина); духовное сопротивление обновленческому расколу на Среднем Урале в период с 1922 по 1927 год (Юлия-Гюльнара Халитова); церковное образование в Тверской епархии во второй половине XX века по материалам Тверских епархиальных ведомостей (Юлия Васенёва).
Государственная аттестационная комиссия работала под председательством ректора РХГА доктора философских наук, профессора Дмитрия Богатырёва. Все представленные работы были успешно защищены.