На богословском факультете СФИ прошли защиты выпускных работ

К защите 17 и 18 июня было представлено 16 бакалаврских работ по теологии.
Особый интерес аттестационной комиссии вызвала выпускная квалификационная работа Татьяны Скрабанской «Миссионерская деятельность протестантов в Иране в конце XX – начале XXI века». Предметом ее исследования стали миссионерские стратегии христиан-протестантов в Иране в условиях, когда христианская миссия законодательно ограничена.

Татьяна Скрабанская рассмотрела факторы, которые повлияли на увеличение числа перешедших в христианство мусульман. Прежде всего это смена стратегии самой миссии: усиление роли местных миссионеров и сокращение числа миссионеров-иностранцев, переводы Библии и богослужения на современный персидский язык, приоритизация личной миссии. Суть произошедшего качественного изменения христианской миссии довольно точно выразил епископ Иранской епархии Епископальной церкви Иерусалима и Ближнего Востока Хасан Дехкани-Тафти, первый местный христианский епископ из этнических персов. Он утверждал, что необходимо изменить взгляд иранцев на церковь, превратив её из «миссионерского поля» в «место, наполненное миссией».

Аттестационная комиссия высоко оценила итоговую работу Ольги Забировой «Этико-антропологические основания врачебной практики святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого)», в которой подробно рассмотрена специфика его христианского подхода к профессии врача.
«Оказание медицинской помощи было для святителя Луки не просто работой или следованием священному долгу, но стремлением к самоотверженному служению Богу и людям. Епископ Лука считал, что пациент — это не “клинический случай”, а богосообразная личность, которая нуждается во врачевании тела, неотделимого от души и духа человека, и вопреки распространенной среди хирургов позиции не боялся сострадать пациентам и переживать их смерть как личную урату», — отметила Ольга Забирова.

Две работы в этом выпуске были посвящены личности и служению протоиерея Павла Адельгейма, читавшего в Свято-Филаретовском институте свой уникальный курс по церковному праву. Татьяна Тихонюк из Екатеринбурга в работе «Проповедническое служение протоиерея Павла Адельгейма как пример возрождения церковной проповеди в России в конце ХХ – начале XXI века» подробно проанализировала гомилетическое наследие отца Павла, собрав своеобразную картотеку его проповедей.

Елена Волкова из Пскова в своём итоговом сочинении «Представления о соборности церкви в наследии протоиерея Павла Адельгейма» проследила путь осмысления соборности отцом Павлом и его практический опыт собирания церкви.

Её тёзка Елена Волкова из Воронежа предприняла попытку описать и проанализировать произведения местного художника Фёдора Сушкова, рассмотрев их в контексте произведений церковного искусства и европейской живописи, а также сравнив авторскую трактовку евангельских событий в картинах с текстом Священного писания.

Богословскому анализу изображений евхаристической трапезы и причащения в изображениях Тайной вечери на примере произведений восточнохристианского и западноевропейского средневекового изобразительного искусства посвящено выпускное исследование Анны Сытиной. Как отметила студентка, в изображениях Тайной вечери ее сюжетный план принято рассматривать, как правило, с историко-искусствоведческих позиций, тогда как богословские аспекты изображенного на иконах, фресках, картинах и миниатюрах проанализированы недостаточно. Автор работы восполняет эту лакуну, уделяя внимание интерпретации новозаветных текстов в изображениях Тайной вечери, литургическому аспекту иконографии Причащения апостолов в восточнохристианской иконографии, нравственным аспектам в восточнохристианской иконографии Тайной вечери и евхаристическим и историческим аспектам сюжета Тайной вечери в западноевропейской живописи.

Юлия Кривоносова изучила жизнь и служение новомученика Иакова Горохова (1880–1921) в 1911–1917 годах на региональном материале Саратовских и Астраханских епархиальных ведомостей.
«В представленном описании можно увидеть и типичные черты, свойственные большей части епархиальных миссионеров того времени, но при этом показаны и уникальные черты, характеризующие миссионерский подход именно протоиерея Иакова Горохова, его способность внимательно всматриваться в своих “оппонентов” и стремление скорее выстроить с ними общение, нежели воздействовать на них определенным образом как на объект миссии. В работе через внимательное изучение конкретного примера поднимается сложная и интересная тема взаимодействия епархиальных миссионеров как представителей официальной православной церкви с теми, кто по каким-либо причинам отпал от этой церкви или же выглядит отпавшим, по сути таковым не являясь», — отозвалась о работе преподаватель СФИ Екатерина Степанова.

Другую бакалаврскую по миссиологии, написанную на местном материале — «Миссионерская и просветительская деятельность протоиерея Пермской епархии Евгения Попова в 1844–1888 годах» — представила Анна Лискова из Екатеринбурга, подробно исследовав особенности проповеди священника инородцам.

Работа Анны Самсоновой «Братства и сестричества “Светильники” на территории Центрально-Чернозёмной области [РСФСР] в 1927–1933 годах (по материалам архивно-следственных дел)» посвящена реконструкции подлинной истории сообществ верующих, ставших объектами оперативной разработки органов ОГПУ. В работе вводятся в научный оборот ранее неизвестные источники, отложившиеся в фондах Государственного архива политической истории Воронежской области.
«В историческом контексте изучаемые автором вопросы непосредственным образом связаны не только с историей Православной Российской Церкви, но и с характерными особенностями социальных конфликтов и протестного движения в ЦЧО РСФСР в период сталинской коллективизации, становления колхозной системы принудительного труда и репрессивной политики 1929–1934 годов», — отметил профессор СФИ Кирилл Александров.
Вместе с тем оживленную дискуссию на защите вызвал вопрос о том, в какой мере можно опираться на документы органов ОГПУ в историческом исследовании при отсутствии других источников.

Константин Чобану в работе «Понятия прозрачности и непрозрачности в богословской мысли священника Думитру Станилоае» определил прозрачность как некую меру полноты единства, отсутствия преград в общении, выделив антитезу, что «непрозрачность» и трагизм грехопадения, по Станилоае, состоит в том, что человек выходит из диалога с Богом.

Александр Панов рассмотрел разницу подходов двух известных богословов XX века к процессу вхождения в Церковь и пониманию таинств крещения и просвещения в работе «Вступление в Церковь в трудах протопресвитера Николая Афанасьева и протоиерея Георгия Флоровского».

Обзор богословских оценок произведений изобразительного искусства, сделанных протоиереем Сергием Булгаковым в течение длительного периода жизни, представила Нелли Бедеркина. Были рассмотрены его высказывания о картинах Пабло Пикассо, скульптурах Анны Голубкиной, о росписи Виктора Васнецова во Владимирском соборе Киева, храме Святой Софии в Константинополе, а также об иконописном творчестве инокини Иоанны (Рейтлингер), в диалоге с которой рождался его догматический очерк «Икона и иконопочитание». Оценки отца Сергия автор сочинения рассматривает в контексте его основной богословской мысли о преодолении разрыва светского и духовного, показывая, в чём его отношение к произведениям искусства могло претерпевать изменения.

Сергей Каменский в своей итоговой работе представил подробную реконструкцию взглядов архиепископа Феофана (Прокоповича) на задачи и способы реализации реформирования Русской православной церкви при Петре I, опираясь на обширную историографию вопроса, а также подробно изучив проповеди и переписку самого владыки Феофана.

Участию Георгия Петровича Федотова в деятельности Русского студенческого христианского движения в 1926–1939 годах была посвящена работа Елены Чернявской.

Сергей Коваленко в своей итоговой работе «Возрождение соборности в деятельности Братства святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа» проследил способы установления общения клира и мирян в жизни этого православного братства начала XX века, его инициативы в области совершения богослужения (в частности, введение общего пения на приходах), внебогослужебные инициативы в области благотворительности.

Мария Акинина поставила целью своей работы выявление подходов к духовно-нравственному просвещению детей на примере опыта Санкт-Петербургского училища глухонемых в 1806–1917 годах. Это было первое специализированное учебное заведение в России, действовавшее более ста лет и накопившее большой опыт работы по обучению и воспитанию глухонемых детей. Этот опыт послужил импульсом для появления и развития подобных учебных заведений в других городах и населенных пунктах страны, в создании которых принимали участие выпускники Санкт-Петербургского училища глухонемых.
Государственная аттестационная комиссия работала под председательством ректора РХГА доктора философских наук, профессора Дмитрия Богатырёва. Все представленные работы были успешно защищены.
