Перейти к основному содержимому

На богословском факультете СФИ прошли защиты выпускных работ

К защите 17 и 18 июня было представлено 16 бакалаврских работ по теологии. 

Особый интерес аттестационной комиссии вызвала выпускная квалификационная работа Татьяны Скрабанской «Миссионерская деятельность протестантов в Иране в конце XX – начале XXI века». Предметом ее исследования стали миссионерские стратегии христиан-протестантов в Иране в условиях, когда христианская миссия законодательно ограничена. 

Татьяна Скрабанская рассмотрела факторы, которые повлияли на увеличение числа перешедших в христианство мусульман. Прежде всего это смена стратегии самой миссии: усиление роли местных миссионеров и сокращение числа миссионеров-иностранцев, переводы Библии и богослужения на современный персидский язык, приоритизация личной миссии. Суть произошедшего качественного изменения христианской миссии довольно точно выразил епископ Иранской епархии Епископальной церкви Иерусалима и Ближнего Востока Хасан Дехкани-Тафти, первый местный христианский епископ из этнических персов. Он утверждал, что необходимо изменить взгляд иранцев на церковь, превратив её из «миссионерского поля» в «место, наполненное миссией». 

Аттестационная комиссия высоко оценила итоговую работу Ольги Забировой «Этико-антропологические основания врачебной практики святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого)», в которой подробно рассмотрена специфика его христианского подхода к профессии врача.

«Оказание медицинской помощи было для святителя Луки не просто работой или следованием священному долгу, но стремлением к самоотверженному служению Богу и людям. Епископ Лука считал, что пациент — это не “клинический случай”, а богосообразная личность, которая нуждается во врачевании тела, неотделимого от души и духа человека, и вопреки распространенной среди хирургов позиции не боялся сострадать пациентам и переживать их смерть как личную урату», — отметила Ольга Забирова.

Две работы в этом выпуске были посвящены личности и служению протоиерея Павла Адельгейма, читавшего в Свято-Филаретовском институте свой уникальный курс по церковному праву. Татьяна Тихонюк из Екатеринбурга в работе «Проповедническое служение протоиерея Павла Адельгейма как пример возрождения церковной проповеди в России в конце ХХ – начале XXI века» подробно проанализировала гомилетическое наследие отца Павла, собрав своеобразную картотеку его проповедей.

Елена Волкова из Пскова в своём итоговом сочинении «Представления о соборности церкви в наследии протоиерея Павла Адельгейма» проследила путь осмысления соборности отцом Павлом и его практический опыт собирания церкви. 

Её тёзка Елена Волкова из Воронежа предприняла попытку описать и проанализировать произведения местного художника Фёдора Сушкова, рассмотрев их в контексте произведений церковного искусства и европейской живописи, а также сравнив авторскую трактовку евангельских событий в картинах с текстом Священного писания. 

Богословскому анализу изображений евхаристической трапезы и причащения в изображениях Тайной вечери на примере произведений восточнохристианского и западноевропейского средневекового изобразительного искусства посвящено выпускное исследование Анны Сытиной. Как отметила студентка, в изображениях Тайной вечери ее сюжетный план принято рассматривать, как правило, с историко-искусствоведческих позиций, тогда как богословские аспекты изображенного на иконах, фресках, картинах и миниатюрах проанализированы недостаточно. Автор работы восполняет эту лакуну, уделяя внимание интерпретации новозаветных текстов в изображениях Тайной вечери, литургическому аспекту иконографии Причащения апостолов в восточнохристианской иконографии, нравственным аспектам в восточнохристианской иконографии Тайной вечери и евхаристическим и историческим аспектам сюжета Тайной вечери в западноевропейской живописи.

Юлия Кривоносова изучила жизнь и служение новомученика Иакова Горохова (1880–1921) в 1911–1917 годах на региональном материале Саратовских и Астраханских епархиальных ведомостей. 

«В представленном описании можно увидеть и типичные черты, свойственные большей части епархиальных миссионеров того времени, но при этом показаны и уникальные черты, характеризующие миссионерский подход именно протоиерея Иакова Горохова, его способность внимательно всматриваться в своих “оппонентов” и стремление скорее выстроить с ними общение, нежели воздействовать на них определенным образом как на объект миссии. В работе через внимательное изучение конкретного примера поднимается сложная и интересная тема взаимодействия епархиальных миссионеров как представителей официальной православной церкви с теми, кто по каким-либо причинам отпал от этой церкви или же выглядит отпавшим, по сути таковым не являясь», — отозвалась о работе преподаватель СФИ Екатерина Степанова. 

Другую бакалаврскую по миссиологии, написанную на местном материале — «Миссионерская и просветительская деятельность протоиерея Пермской епархии Евгения Попова в 1844–1888 годах» — представила Анна Лискова из Екатеринбурга, подробно исследовав особенности проповеди священника инородцам. 

Работа Анны Самсоновой «Братства и сестричества “Светильники” на территории Центрально-Чернозёмной области [РСФСР] в 1927–1933 годах (по материалам архивно-следственных дел)» посвящена реконструкции подлинной истории сообществ верующих, ставших объектами оперативной разработки органов ОГПУ. В работе вводятся в научный оборот ранее неизвестные источники, отложившиеся в фондах Государственного архива политической истории Воронежской области. 

«В историческом контексте изучаемые автором вопросы непосредственным образом связаны не только с историей Православной Российской Церкви, но и с характерными особенностями социальных конфликтов и протестного движения в ЦЧО РСФСР в период сталинской коллективизации, становления колхозной системы принудительного труда и репрессивной политики 1929–1934 годов», — отметил профессор СФИ Кирилл Александров.

Вместе с тем оживленную дискуссию на защите вызвал вопрос о том, в какой мере можно опираться на документы органов ОГПУ в историческом исследовании при отсутствии других источников. 

Константин Чобану в работе «Понятия прозрачности и непрозрачности в богословской мысли священника Думитру Станилоае» определил прозрачность как некую меру полноты единства, отсутствия преград в общении, выделив антитезу, что «непрозрачность» и трагизм грехопадения, по Станилоае, состоит в том, что человек выходит из диалога с Богом. 

Александр Панов рассмотрел разницу подходов двух известных богословов XX века к процессу вхождения в Церковь и пониманию таинств крещения и просвещения в работе «Вступление в Церковь в трудах протопресвитера Николая Афанасьева и протоиерея Георгия Флоровского». 

Обзор богословских оценок произведений изобразительного искусства, сделанных протоиереем Сергием Булгаковым в течение длительного периода жизни, представила Нелли Бедеркина. Были рассмотрены его высказывания о картинах Пабло Пикассо, скульптурах Анны Голубкиной, о росписи Виктора Васнецова во Владимирском соборе Киева, храме Святой Софии в Константинополе, а также об иконописном творчестве инокини Иоанны (Рейтлингер), в диалоге с которой рождался его догматический очерк «Икона и иконопочитание». Оценки отца Сергия автор сочинения рассматривает в контексте его основной богословской мысли о преодолении разрыва светского и духовного, показывая, в чём его отношение к произведениям искусства могло претерпевать изменения.

Сергей Каменский в своей итоговой работе представил подробную реконструкцию взглядов архиепископа Феофана (Прокоповича) на задачи и способы реализации реформирования Русской православной церкви при Петре I, опираясь на обширную историографию вопроса, а также подробно изучив проповеди и переписку самого владыки Феофана. 

Участию Георгия Петровича Федотова в деятельности Русского студенческого христианского движения в 1926–1939 годах была посвящена работа Елены Чернявской.

Сергей Коваленко в своей итоговой работе «Возрождение соборности в деятельности Братства святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа» проследил способы установления общения клира и мирян в жизни этого православного братства начала XX века, его инициативы в области совершения богослужения (в частности, введение общего пения на приходах), внебогослужебные инициативы в области благотворительности. 

Мария Акинина поставила целью своей работы выявление подходов к духовно-нравственному просвещению детей на примере опыта Санкт-Петербургского училища глухонемых в 1806–1917 годах. Это было первое специализированное учебное заведение в России, действовавшее более ста лет и накопившее большой опыт работы по обучению и воспитанию глухонемых детей. Этот опыт послужил импульсом для появления и развития подобных учебных заведений в других городах и населенных пунктах страны, в создании которых принимали участие выпускники Санкт-Петербургского училища глухонемых. 

Государственная аттестационная комиссия работала под председательством ректора РХГА доктора философских наук, профессора Дмитрия Богатырёва. Все представленные работы были успешно защищены.

Контакты

Лицензия на осуществление образовательной деятельности от 29 декабря 2022 года
Свидетельство о государственной аккредитации от 26 января 2023 года
Свидетельство о церковной аккредитации № 26 от 1 декабря 2022 года

Все документы
Реквизиты СФИ

ИНН: 9701225665, КПП: 770101001
Р/с: 40703810838120100621 ПАО Сбербанк
К/с: 30101810400000000225
БИК: 044525225
ОКТМО: 45375000
ОГРН: 1227700696850
ОКПО: 74556262
ОКВЭД: 85.22

Ситуационный центр Минобрнауки по COVID-2019 («Горячая линия» с 8:00 до 20:00 по московскому времени): +7 (495) 198-00-00