Можно ли разводиться
Развитие византийского чинопоследования женского монашеского пострига исследовала Ольга Крылова. Она сделала попытку проследить этапы формирования чина и реконструировать его историю, обозначив возможные причины его изменений в Византии и на Руси в период с VIII по XV век. В работе рассмотрены темы и образы, присутствующие в литургических текстах и действиях: сочетание инокини Небесному Жениху, темы девства и чистоты, а также образ сестринской общины, в которую инокиня вступает через постриг, и служения старшего в ней. Особое внимание автор уделила уникальному, отсутствующему в мужском постриге византийского последования, чину умовения ног, выполнив и его перевод. Результаты работы были успешно апробированы Ольгой Крыловой на конференции «Ломоносов 2021» на секции Истории Церкви, где её доклад был признан лучшим.
Исследование Антона Логойского продолжает серию работ о деятелях Движения церковного обновления (группа «32-х» петербургских священников). Рассмотрена деятельность протоиерея Петра Кремлевского. Автору удалось показать своеобразие его позиции внутри Движения, выделив основные направления мысли и деятельности отца Петра – демократизацию форм церковного управления, развитие идеи пастырства и организацию форм церковной жизни, помогающих развитию соборности снизу. Взгляды отца Петра сопоставлены с идеями митрополита Антония (Храповицкого), протоиерея Константина Аггеева и протоиерея Иоанна Егорова.
Проблеме развода и повторного брака в учении Иисуса посвящена работа Маргариты Ритчер по библеистике. Слова Христа из Евангелия от Матфея (Мф 19:3–9) рассмотрены в контексте соответствующих мест Пятикнижия (Исх 21:7–11; Втор 24:1–4), а также раввинистических свидетельств о фарисейских диспутах начала I века между школами Гиллеля и Шаммая. В работе использованы основные современные библейские комментарии на английском и немецком языках. Анализируя ветхозаветные отрывки, автор приходит к выводу, что Пятикнижие в ситуации развода стремится защитить права женщины, в том числе и при повторном браке. Ситуация возможности развода – это не установленная Законом норма, а лишь сложившаяся практика, которую Закон регламентирует, ограничивая её негативные последствия. Развод – это последствие ожесточённости человеческого сердца, а не часть Божьего замысла.
Популярное в России движение евангельских христиан «пашковцев», возникшее в кругах петербургской аристократии в 70-е годы XIX века, описано в исторической работе Надежды Марновой. Автор исследовала отношение к движению в кругах государственной и церковной власти и интеллигенции, а также поставила вопрос о причинах увлечения западным учением в Русской церкви и великосветском обществе. «Для уяснения отношения к данному явлению выбраны вполне релевантные фигуры, такие как Победоносцев, Богданович, Янышев, Лесков, Достоевский, – отметила учёный секретарь СФИ Юлия Балакшина. – Не могу не подчеркнуть поразившую меня деталь: все русские писатели так или иначе увидели в редстокизме (позднее – пашковстве) упрощённый взгляд на человеческую природу, попытки подменить живую сложность жизни определёнными вероучительными и этическими схемами. Эти упрощённые формы религиозности свидетельствовали о существенном переломе, который происходил в эпоху модерна с массовым религиозным сознанием, и церковь рано или поздно сталкивалась с необходимостью отвечать на этот вызов».
Также в работах выпускников исследовались литургическая практика Поклонения Святым Дарам в католических церквах византийского обряда в XVI–XX веках; учение о любви к врагам (Мф 5:43–47) в ветхозаветном и греко-римском контексте; церковно-общественные взгляды и деятельность епископа Андрея (Ухтомского) накануне Октябрьского переворота; деятельность Восточно-Азиатского экзархата (1945–1948); христианское духовное сопротивление в СССР в 1965–1988 годах по материалам «Вестника РХД»; служение наместника Псково-Печерского монастыря архимандрита Алипия (Воронова) в контексте советских гонений (1959–1975), а также деятельность дореволюционных епархиальных миссионеров и православных братств.
Государственная аттестационная комиссия работала под руководством профессора Дмитрия Богатырёва, доктора философских наук, ректора Русской христианской гуманитарной академии. Защиты проводились в формате Zoom-конференции.