«Мощь христианской жизни, правдивость, благородность»
Архимандрит Борис (Холчев) – исповедник и подвижник веры, духовный наследник отцов Алексия и Сергия Мечевых и старца Нектария Оптинского. Отец Борис был одним из самых авторитетных и значительных священников в Ташкентской епархии, ставшей с первых лет советской власти местом массовых ссылок репрессированного духовенства1.
Архимандрит Борис (Холчев) был одним из подвижников веры, которые служили здесь послевоенные годы и которым принадлежала решающая роль в возрождении духовной жизни в Ташкентской епархии, рассказала исследователь истории Ташкентской епархии, выпускница СФИ Ольга Борисова. Начало их собиранию положил епископ Гурий (Егоров), поставленный на Ташкентскую кафедру в 1946 году. За владыкой Гурием сюда последовали его духовные чада и члены Александро-Невского братства, входившие в тайную общину, которой будущий владыка Гурий руководил в годы открытых гонений на церковь. Отец Борис Холчев приезжает в Ташкентскую епархию в 1948 году также по согласованию с владыкой Гурием. Сам владыка считал приезд отца Бориса «одним из лучших своих достижений».
Дело владыки Гурия продолжил архиепископ Ермоген (Голубев), сменивший его на Ташкентской кафедре в 1953 году. При владыке Ермогене отец Борис становится ближайшим его сподвижником и помощником, ему принадлежит особая роль в деле собирания образованного и верного духовенства в епархии. По призыву отца Бориса в Ташкент стали приезжать члены маросейской общины – круга отцов Алексия и Сергия Мечевых. Среди них отец Сергий Никитин (будущий владыка Стефан) и отец Феодор Семененко, вышедшие здесь на открытое служение2, а также отец Василий Евдокимов и отец Георгий Ивакин-Тревогин, принявшие здесь священнический сан и ставшие лучшими священниками епархии. Из четырнадцати членов маросейской общины, принявших священнический сан по завету своих духовных отцов, шестеро несли служение в Ташкентской епархии. Здесь переплелись пути членов Александро-Невского братства и маросейской общины, полностью отдавших себя делу возрождения церковной жизни. Произошел буквально «взрыв духовной жизни»: строились храмы, звучала проповедь, создавались и росли приходские общины. Отец Борис проводил огласительные беседы для взрослых, на которые собиралось до сорока человек уже в то время, когда были запрещены все внебогослужебные собрания.
«Это был целый мир исповедников в Ташкенте. Это были исторические фигуры и праведники, в святости многих из них трудно усомниться. Это была духовная аристократия и люди подвига… Они отдавали себя Богу и пастве», – говорит в фильме об этой удивительной атмосфере отец Павел Адельгейм.
«От этого времени и от этих людей идет волна такой силы, что ее невозможно не подхватить. Это уже наш четвертый фильм о людях ташкентского круга: два посвящены отцу Павлу Адельгейму, третий рассказывает о священнике Георгии Ивакине-Тревогине. Этот фильм посвящен архимандриту Борису (Холчеву), который был духовным учителем и наставником отца Павла и отца Георгия. Это были люди, так или иначе связанные с духовными движениями Русской церкви. Этот фильм – не житие, но попытка сделать так, чтобы слово и свидетельство отца Бориса были услышаны, чтобы мы могли подхватить их, откликнуться на них. В фильме в записи звучит голос архимандрита Бориса и говорят люди, которые любят его по сей день», – сказал режиссер фильма журналист Олег Глаголев.
Он добавил, что именно встреча с этими людьми и вдохновила съемочную группу на работу над фильмом: «Вдруг через них стала передаваться какая-то мощь христианской жизни, какая-то правдивость, благородность того, что было и что собирало огромное количество людей. Рассказывали, что если было известно, что в какой-то день будет проповедовать владыка Ермоген или архимандрит Борис, то прихожане не ходили на работу, потому что не могли не услышать их проповедь. Я надеюсь, что эта увлеченность верой может передаваться».
На презентации гости имели возможность услышать свидетельства людей, которые застали церковную жизнь Ташкента 1960-70-х годов. Шамиля Абитова рассказала, что, будучи молодой девушкой, участвовала в евангельских встречах, которые проводил отец Георгий Ивакин-Тревогин, которого спустя много лет она узнала по фотографиям. Это была середина 1960-х годов, встречи проходили тайно, во дворе одного из частных ташкентских домов, на них собиралось до двухсот человек. «Это были удивительные встречи, для нас это было окно в какой-то иной, новый мир. Можно было задавать вопросы. Мы не задавали, стеснялись, но между собой, конечно, обсуждали», – вспомнила Шамиля Арифовна.
«Фильм показывает, насколько тяжел труд собирания традиции, ведь собирать приходится буквально по крупицам. Неслучайно сегодня звучит вопрос: что отец Борис перенял из традиций маросейской общины? Что такое традиция? Конечно, речь не о форме, а о духе. Но как передается дух? Кто-то его воспринимает, кто-то нет. Все участники фильма свидетельствуют о величии людей, о духовном благоговении при встрече с ними, но вопрос в том, как сегодня продолжить их путь, понять значение усилий, которые они предпринимали. Это связано с собиранием Церкви как тела Христова, как народа Божьего. Этот фильм – некий вызов всем, кто его смотрит и считает себя православным. Наследниками какой традиции являемся мы? Фильм, конечно, не о Ташкентской епархии, он ставит проблему значительно шире», – поделился размышлениями Дмитрий Гасак, первый проректор СФИ.
«Опыт таких людей, как отец Борис, не может быть для нас просто объектом исследования. Это те люди, которые из XX века о чем-то нас вопрошают, обращают к нам свое слово, какую-то весть. И нам очень важно эту весть расслышать и принять. Важно, чтобы опыт их жизни, их духовности был воспринят», – добавила ведущая встречи Юлия Балакшина, ученый секретарь СФИ, доцент кафедры церковно-исторических дисциплин.
«Благодарю создателей за фильм о Русской православной церкви в то непростое время, – сказал один из гостей показа епископ Биробиджанский и Кульдурский Ефрем (Просянок). – Он позволяет задуматься о современной жизни наших приходов, епархий. О советском времени у нас говорят как о времени закрытия храмов, сокращения количества духовенства. Сегодня растет число храмов, нет проблем с количеством священников и много людей, желающих креститься. Но все эти цифры не показательны сами по себе, все должно иметь духовное наполнение. Дай Бог, чтобы в жизни наших приходов сохранялся дух подвижников веры, и дай, Господи, чтобы люди, которые посмотрят этот фильм, захотели в своей жизни хоть отчасти воплотить то, чем жил архимандрит Борис (Холчев)».
По материалам сайта Преображенского братства
1 Это способствовало сохранению церковной жизни в Ташкентской епархии в 1937-1943 годах, когда официально она была упразднена.
2 Отец Сергий Никитин и отец Феодор Семененко ранее приняли тайное рукоположение и до приезда в Ташкентскую епархию служили тайно.