Перейти к основному содержимому

«Мощь христианской жизни, правдивость, благородность»

24 ноября в культурном центре «Покровские ворота» состоялся премьерный показ документального фильма об исповеднике веры архимандрите Борисе (Холчеве), организованный при участии кафедры церковно-исторических дисциплин СФИ. Фильм появился в результате поездок членов Преображенского братства в Ташкентскую и Среднеазиатскую епархию и их общения со свидетелями церковной жизни в послевоенные годы.
Архимандрит Борис (Холчев) в ближайшем окружении

Архимандрит Борис (Холчев) в ближайшем окружении

Архимандрит Борис (Холчев) – исповедник и подвижник веры, духовный наследник отцов Алексия и Сергия Мечевых и старца Нектария Оптинского. Отец Борис был одним из самых авторитетных и значительных священников в Ташкентской епархии, ставшей с первых лет советской власти местом массовых ссылок репрессированного духовенства1.

Архимандрит Борис (Холчев) был одним из подвижников веры, которые служили здесь послевоенные годы и которым принадлежала решающая роль в возрождении духовной жизни в Ташкентской епархии, рассказала исследователь истории Ташкентской епархии, выпускница СФИ Ольга Борисова. Начало их собиранию положил епископ Гурий (Егоров), поставленный на Ташкентскую кафедру в 1946 году. За владыкой Гурием сюда последовали его духовные чада и члены Александро-Невского братства, входившие в тайную общину, которой будущий владыка Гурий руководил в годы открытых гонений на церковь. Отец Борис Холчев приезжает в Ташкентскую епархию в 1948 году также по согласованию с владыкой Гурием. Сам владыка считал приезд отца Бориса «одним из лучших своих достижений».

Дело владыки Гурия продолжил архиепископ Ермоген (Голубев), сменивший его на Ташкентской кафедре в 1953 году. При владыке Ермогене отец Борис становится ближайшим его сподвижником и помощником, ему принадлежит особая роль в деле собирания образованного и верного духовенства в епархии. По призыву отца Бориса в Ташкент стали приезжать члены маросейской общины – круга отцов Алексия и Сергия Мечевых. Среди них отец Сергий Никитин (будущий владыка Стефан) и отец Феодор Семененко, вышедшие здесь на открытое служение2, а также отец Василий Евдокимов и отец Георгий Ивакин-Тревогин, принявшие здесь священнический сан и ставшие лучшими священниками епархии. Из четырнадцати членов маросейской общины, принявших священнический сан по завету своих духовных отцов, шестеро несли служение в Ташкентской епархии. Здесь переплелись пути членов Александро-Невского братства и маросейской общины, полностью отдавших себя делу возрождения церковной жизни. Произошел буквально «взрыв духовной жизни»: строились храмы, звучала проповедь, создавались и росли приходские общины. Отец Борис проводил огласительные беседы для взрослых, на которые собиралось до сорока человек уже в то время, когда были запрещены все внебогослужебные собрания.

Ольга Борисова, выпускница СФИ, исследователь истории Ташкентской епархии

Ольга Борисова, выпускница СФИ, исследователь истории Ташкентской епархии

«Это был целый мир исповедников в Ташкенте. Это были исторические фигуры и праведники, в святости многих из них трудно усомниться. Это была духовная аристократия и люди подвига… Они отдавали себя Богу и пастве», – говорит в фильме об этой удивительной атмосфере отец Павел Адельгейм.

«От этого времени и от этих людей идет волна такой силы, что ее невозможно не подхватить. Это уже наш четвертый фильм о людях ташкентского круга: два посвящены отцу Павлу Адельгейму, третий рассказывает о священнике Георгии Ивакине-Тревогине. Этот фильм посвящен архимандриту Борису (Холчеву), который был духовным учителем и наставником отца Павла и отца Георгия. Это были люди, так или иначе связанные с духовными движениями Русской церкви. Этот фильм – не житие, но попытка сделать так, чтобы слово и свидетельство отца Бориса были услышаны, чтобы мы могли подхватить их, откликнуться на них. В фильме в записи звучит голос архимандрита Бориса и говорят люди, которые любят его по сей день», – сказал режиссер фильма журналист Олег Глаголев.

Ольга Борисова, Олег Глаголев, Юлия Балакшина

Ольга Борисова, Олег Глаголев, Юлия Балакшина

Он добавил, что именно встреча с этими людьми и вдохновила съемочную группу на работу над фильмом: «Вдруг через них стала передаваться какая-то мощь христианской жизни, какая-то правдивость, благородность того, что было и что собирало огромное количество людей. Рассказывали, что если было известно, что в какой-то день будет проповедовать владыка Ермоген или архимандрит Борис, то прихожане не ходили на работу, потому что не могли не услышать их проповедь. Я надеюсь, что эта увлеченность верой может передаваться».

На презентации гости имели возможность услышать свидетельства людей, которые застали церковную жизнь Ташкента 1960-70-х годов. Шамиля Абитова рассказала, что, будучи молодой девушкой, участвовала в евангельских встречах, которые проводил отец Георгий Ивакин-Тревогин, которого спустя много лет она узнала по фотографиям. Это была середина 1960-х годов, встречи проходили тайно, во дворе одного из частных ташкентских домов, на них собиралось до двухсот человек. «Это были удивительные встречи, для нас это было окно в какой-то иной, новый мир. Можно было задавать вопросы. Мы не задавали, стеснялись, но между собой, конечно, обсуждали», – вспомнила Шамиля Арифовна.

Шамиля Абитова

Шамиля Абитова

«Фильм показывает, насколько тяжел труд собирания традиции, ведь собирать приходится буквально по крупицам. Неслучайно сегодня звучит вопрос: что отец Борис перенял из традиций маросейской общины? Что такое традиция? Конечно, речь не о форме, а о духе. Но как передается дух? Кто-то его воспринимает, кто-то нет. Все участники фильма свидетельствуют о величии людей, о духовном благоговении при встрече с ними, но вопрос в том, как сегодня продолжить их путь, понять значение усилий, которые они предпринимали. Это связано с собиранием Церкви как тела Христова, как народа Божьего. Этот фильм – некий вызов всем, кто его смотрит и считает себя православным. Наследниками какой традиции являемся мы? Фильм, конечно, не о Ташкентской епархии, он ставит проблему значительно шире», – поделился размышлениями Дмитрий Гасак, первый проректор СФИ.

Дмитрий Гасак, первый проректор СФИ

Дмитрий Гасак, первый проректор СФИ

«Опыт таких людей, как отец Борис, не может быть для нас просто объектом исследования. Это те люди, которые из XX века о чем-то нас вопрошают, обращают к нам свое слово, какую-то весть. И нам очень важно эту весть расслышать и принять. Важно, чтобы опыт их жизни, их духовности был воспринят», – добавила ведущая встречи Юлия Балакшина, ученый секретарь СФИ, доцент кафедры церковно-исторических дисциплин.

Епископ Биробиджанский и Кульдурский Ефрем

Епископ Биробиджанский и Кульдурский Ефрем

«Благодарю создателей за фильм о Русской православной церкви в то непростое время, – сказал один из гостей показа епископ Биробиджанский и Кульдурский Ефрем (Просянок). – Он позволяет задуматься о современной жизни наших приходов, епархий. О советском времени у нас говорят как о времени закрытия храмов, сокращения количества духовенства. Сегодня растет число храмов, нет проблем с количеством священников и много людей, желающих креститься. Но все эти цифры не показательны сами по себе, все должно иметь духовное наполнение. Дай Бог, чтобы в жизни наших приходов сохранялся дух подвижников веры, и дай, Господи, чтобы люди, которые посмотрят этот фильм, захотели в своей жизни хоть отчасти воплотить то, чем жил архимандрит Борис (Холчев)».

По материалам сайта Преображенского братства

1 Это способствовало сохранению церковной жизни в Ташкентской епархии в 1937-1943 годах, когда официально она была упразднена.

2 Отец Сергий Никитин и отец Феодор Семененко ранее приняли тайное рукоположение и до приезда в Ташкентскую епархию служили тайно.