Перейти к основному содержимому

Молчащая поэзия в прозе Николая Лескова

Николай Лесков был одним из первых русских писателей, всерьёз затронувших тему православной иконописи. Об иконе в творчестве Лескова и о самой русской иконе как духовно-эстетическом феномене рассказал заведующий кафедрой богословия Свято-Филаретовского института кандидат педагогических наук Александр Копировский, выступая на Всероссийской научно-практической конференции «Николай Семёнович Лесков в контекстах истории культуры», которая проходила 28–29 марта в Санкт-Петербурге, в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена.

«В ряде своих литературных произведений, а также в нескольких статьях для журналов Лесков впечатляюще рассказал о древнерусской иконе, во многом предвосхитив интерес к ней, возникший в начале ХХ века после вызвавших сенсацию реставрационных открытий, — рассказал Александр Копировский. — Сохранившими традиционные формы иконописи он во многом справедливо считал старообрядцев». В уста одного из главных героев повести, старообрядческого иконописца Северьяна, писатель вложил замечательную фразу: «У нас в подлиннике (имеется в виду иконописный подлинник, то есть текстовые описания или прориси традиционных икон — поясняет автор доклада) поставлен канон, но исполнение его дано свободному художеству».

Тому, по каким духовно-эстетическим принципам создавалась икона, какие причины действовали на изменение её форм и содержания с течением времени, был посвящён установочный доклад Александра Копировского на одной из секций конференции. В качестве названия он взял цитату греческого поэта VI–V века до н.э. Симонида: «Живопись — это молчащая поэзия». Она стала известной у нас из послания трёх восточных патриархов, посетивших Русь в середине XVII века, рассказал докладчик. Поскольку греческое слово «икона» означает всякое изображение вообще, то эта цитата в русской редакции («Иконописание есть молчаливое пиитство»), можно сказать, пророчески обозначила творческий характер труда лучших русских иконописцев.

Чтобы показать, насколько разнообразным, глубоким и ярким было церковное искусство древности, докладчик представил несколько выдающихся произведений русской иконописи XII–XVI веков.

В заключение Александр Копировский продемонстрировал одну из икон ангела-хранителя середины – второй половины XIX века, практически полностью соответствующую подробному описанию иконы в повести Лескова «Запечатленный ангел». Ранее это описание вызывало в научной среде различные предположения о том, какой на самом деле была эта икона. Таким образом, в «лескововедение» был сделан ещё один, пусть небольшой, вклад.

Ангел из собрания икон эстрадного певца Григория Лепса

Ангел из собрания икон эстрадного певца Григория Лепса

Конференция, организованная Научно-исследовательской лабораторией «Русская классика: аксиологические основы и мировой контекст» РГПУ им. А. И. Герцена под руководством доктора филологических наук, профессора Ольги Евдокимовой, собрала более 50 исследователей из Москвы, Санкт-Петербурга и ещё полутора десятков городов.

Все новости