Митрополит Каллист (Уэр) о кризисе соборности в православном мире
В своей пленарной речи «Единство и соборность в православной церкви» он отметил, что собор не стал всеправославным не только из-за отсутствия делегаций четырех поместных церквей, воздержавшихся от участия, но и потому, что не была приглашена Православная церковь в Америке, до сих пор не признанная Константинополем.
«При перегруженной второстепенными вопросами повестке, по ряду действительно серьезных и актуальных тем собор на Крите ничего не сказал, – констатировал митрополит Каллист. – Не обсуждался, например, наболевший вопрос о признании автокефальной Американской церкви, который висит уже около полувека. Не ставился и вопрос о возможности установления автокефальной церкви на Украине».
Говоря о современной ситуации на Украине, митрополит выразил обеспокоенность «действиями обеих сторон в этом сложном и неразрешенном споре». «Хотя Константинопольский патриархат сегодня видит себя матерью-церковью Украины, надо признать, что более 330 лет Украинская церковь была частью Русской. Это исторический факт – а как говорил еще Аристотель, даже Бог не может менять прошлое», – сказал митрополит Каллист.
«Я надеялся, – признался богослов, – что Критский собор отзовет “Орос о латинском крещении” 1755 года, согласно которому за видимыми границами церкви нет ни благодати, ни святых таинств, – и признáет, что все крещеные во имя Святой Троицы должны приниматься в православие не через перекрещивание или покаяние, но через миропомазание. Вопрос не обсуждался».
Также среди «тем, которые проигнорировал Критский собор», митрополит Каллист отметил «пререкаемые вопросы женского служения в церкви и так называемых однополых браков». «Основное значение Собора на Крите в том, что он состоялся», – заключил митрополит.
В конференции приняли участие более 300 человек из 40 стран – специалисты в области богословия, естественных наук, истории, философии, политологии, медицины, лингвистики, искусства. Приветствие участникам конференции направил патриарх Румынский Даниил. Помимо собственно богословской проблематики обсуждались вопросы образования, роль и служение женщин, в том числе литургическое и богословское, образ православия в публичном пространстве и медиа, экологические вызовы.
Свято-Филаретовский институт на конференции представляли заведующий учебно-методическим отделом, преподаватель Нового завета Лариса Мусина, секретарь кафедры богословских дисциплин и литургики Алина Патракова и профессор Александр Копировский с докладом о проблемах изучения церковного искусства в эпоху «смерти искусства» и поисках новой образовательной парадигмы.
Среди участников конференции – декан Свято-Владимирской православной семинарии в Нью-Йорке протоиерей Джон Бэр, декан философского факультета Университета Кентукки, профессор Дэвид Брэдшоу, профессор Университета имени Лучиана Благи в Сибиу Себастьян Молдован, профессор Университета Лойола Мэримаунт архимандрит Кирилл (Говорун), профессор Свято-Сергиевского Богословского института в Париже Мишель Ставру, преподаватель Венского университета инокиня Васса Ларина, профессор Свято-Владимирской православной семинарии Питер Бутенеф, профессор Даремского университета в Великобритании священник Эндрю Лаут, профессор Ноттингемского университета Великобритании Мэри Каннингем и другие исследователи.
I конференция Международной православной богословской ассоциации (IOTA) «Всеправославное единство и соборность» прошла с 9 по 12 января в Яссах (Румыния). Это междисциплинарный академический форум, нацеленный, по словам организаторов, на развитие, углубление и обмен результатами исследований в области православного богословия между профессорами и студентами-теологами, представителями церковной иерархии и различными светскими организациями. Заявленная периодичность конференций – раз в четыре года в различных городах мира.
Ассоциация IOTA, основанная доктором Павлом Гарилюком с группой ученых, видит свою миссию в том, чтобы способствовать международному обмену достижениями в области православного богословия, развитию теологического образования для решения проблем, с которыми православие все чаще сталкивается в современном мире.