Перейти к основному содержимому

Между дарением и отчуждением: пересадка лица и проблема биомедицинской объективации человека

На сегодняшний день известно около полусотни случаев в 11 странах, когда пересадки лица были осуществлены более или менее успешно, в том числе в России в 2015 году.

Необходимость таких операций возникает в результате тяжелейших травм, болезней, несчастных случаев, полностью обезображивающих лицо, когда обычные методы терапии оказываются неэффективными.

«Благодаря появлению такой биомедицинской технологии, как васкуляризированная композитная аллотрансплантация, в восстановительной хирургии открылись возможности, которые еще несколько десятилетий назад ассоциировались лишь с сюжетами из научной фантастики», — говорит учёный секретарь СФИ кандидат философских наук Алина Патракова.

Какие философские и этические проблемы встают в связи с операциями по пересадке лица, Алина Патракова рассказала на круглом столе «Смерть, умирание, донорство», организованном сектором биоэтики и гуманитарных экспертиз Института философии РАН 31 октября в Москве, опираясь на краткий обзор более или менее успешно осуществленных операций подобного рода в международной клинической практике, которая насчитывает около двух десятилетий.

«Эта проблематика примечательна тем, что позволяет коснуться фундаментальных антропологических вопросов, связанных, в частности, с тем, что можно было бы назвать этикой человеческого лица», — говорит исследовательница.

«Вопрос об этико-аксиологических основаниях и следствиях аллотрансплантации лица можно рассматривать в контексте более широкой проблемы биомедицинской объективации. В данном случае она выражается во взгляде на пациента как на клиническое тело, изъятое из психосоциального контекста его жизни, который принято считать избыточным для диагностических и терапевтических задач. Это может проявляться в отчуждении имени, лица или всего тела от личности человека, — рассказывает Алина Патракова. — В рамках донорских практик прослеживается две разновидности биомедицинской объективации — инструментализация и отчуждение в защитных целях».

Первый вид объективации проявляется в том, что человеческое лицо сводится к совокупности тканей и превращается в биомедицинский артефакт. В этом контексте можно различить соматическое (лицевые структуры) и психосоциальное (субъектную идентичность) лицо.

Что касается второй объективации — отчуждения в защитных целях, — реципиент, которому нужно освоиться со своим новым лицом, сталкивается с необходимостью внутренне дистанцироваться от личности донора, как бы забыть, что это лицо принадлежало другому человеку.

«При пересадке происходит замена соматического лица, которое при соблюдении всех необходимых условий не отторгается организмом реципиента. Однако психосоциальное лицо реципиента претерпевает гораздо более сложную и противоречивую трансформацию — в нем напряженным образом взаимодействуют внутренний образ его Я, неотделимый от утраченного природного лица, и его новый внешний вид», — говорит Алина Патракова.

То есть при пересадках лица, как и в донорских практиках в целом, может возникать конфликт между риторикой дарения, без которой немыслимо развитие донорства, и свойственной биомедицине логикой отчуждения.

Целый ряд проблем связан с получением согласия на донорство лица. Интересный факт — согласно изменениям в нормативных актах, принятых в начале 2010-х годов Сетью по донорству и трансплантации (OPTN) в США, лицо может рассматриваться в качества органа для пересадки. При этом, как рассказала Алина Патракова, положения OPTN не содержат требования уведомлять доноров о том, что их лица могут быть использованы для пересадки. Однако для трансплантации лица требуется особое согласие либо от донора, либо от его семьи. Иными словами, регистрируясь в OPTN в качестве потенциальных доноров, люди не осознают, что их близким предстоит принимать решения о посмертной судьбе их лиц.

Как показывают неофициальные опросы, многие из тех, кто изъявляет желание стать донорами органов, не захотели бы пожертвовать свои лица. В связи с этим высказываются опасения, что запросы на пересадку лица могут отпугнуть потенциальных доноров внутренних органов.

Круглый стол «Смерть, умирание, донорство», организованный при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках проекта № 23-18-00400, прошёл в рамках XI Международного интердисциплинарного научно-практического симпозиума «Человек и общество: здоровьесбережение и здравоохранение в фокусе медицинской антропологии» Центра медицинской антропологии Института этнологии и антропологии РАН и Ассоциации медицинских антропологов.