Лидия Крошкина – кандидат культурологии
«Представления о святости в религиозной культуре русского зарубежья первой трети XX века (по агиографическим трудам матери Марии (Скобцовой))» – тема диссертации Лидии Крошкиной, защита которой состоялась в декабре 2020 года в Российском государственном гуманитарном университете.
Лидия Крошкина исследовала представления о святости в религиозной культуре русского зарубежья в агиографии первой трети ХХ века, в частности специфику представлений о ней матери Марии (Скобцовой) – на чём мать Мария ставит акценты, что в процессе переработки древних житий сокращает, добавляет, как в результате меняется фабула, композиция, содержание, стиль.
Основными источниками исследования стали житийные или житийноподобные тексты матери Марии, а также жития святителя Димитрия Ростовского и рассказы «Древнего патерика», на материале которых они были созданы.
«Автор с любовью останавливается на каждом житии, созданном матерью Марией, и детально анализирует их, – пишет оппонент по диссертации заместитель председателя Экспертного совета ВАК по теологии, заведующий кафедрой философии и религиоведения ПСТГУ доктор философских наук Константин Антонов. – Она выявляет структуру не только отдельных житий, но и житийных циклов, созданных матерью Марией, пытаясь, и вполне успешно, реконструировать её авторский замысел и его идейные основания, выявляя тем самым особенности её религиозного сознания, способы коммуникации с потенциальным читателем, элементы её миссионерской стратегии».
Представления матери Марии о святости основываются на двух взаимосвязанных религиозно-философских принципах – соборности (свободное духовное единение людей в братском общении и любви) и личностности, приходит к выводу автор исследования. Святой – это не тот, кто совершает аскетические подвиги или зримые чудеса, но тот, кто живёт в соборном единении с другими людьми, созидает пространство общения, для кого другой, святой или грешник, – безусловная ценность.
«Особенный интерес представляет тонкое наблюдение Лидии Крошкиной о встречающихся у матери Марии “парных житиях”, объединяющих уже на уровне названия святого и грешника, а также грамотное введение житийного сборника “Жатва духа” в общий контекст размышлений матери Марии над проблемами монашества в миру, “мистики человекообщения” и жертвенной любви к ближнему», – отметила в отзыве на работу ведущий научный сотрудник Отдела культуры российского зарубежья Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына кандидат философских наук Наталия Ликвинцева.
«В выводе о профетико-символическом характере агиографического подхода матери Марии особенно примечателен акцент на возвращении матери Марии от традиции житийной литературы к библейской традиции и к идеалу евангельской святости, что выделяет созданные ею жития даже на фоне новаторских житий, созданных авторами русского зарубежья, – считает Наталия Ликвинцева. – Особенно примечателен вывод о динамическом, а не статическом образе святого, о том, что святость, в представлении матери Марии, это именно путь, причем путь не к собственному спасению, а к спасению другого».
Автореферат диссертации доступен на сайте РГГУ.