Перейти к основному содержимому

«Когда смерть становится жизнью»: о трансплантации в автобиографических нарративах современных хирургов

Об ещё одном аспекте проблемы пересадки внутренних органов, связанном с субъективными переживаниями, и как они отражаются в автобиографической прозе современных врачей, рассказала ученый секретарь СФИ Алина Патракова на круглом столе, организованном сектором гуманитарных экспертиз и биоэтики ИФ РАН.

«Мой исследовательский интерес связан с тем, как авторы таких автобиографических нарративов, будучи практикующими специалистами в области биомедицины, описывают свой профессиональный опыт не в безличных, объективированных категориях, а от первого лица, тем самым приоткрывая личностную, экзистенциальную перспективу», — рассказывает ученый секретарь СФИ Алина Патракова.

Если общее количество автобиографических нарративов врачей различных специальностей на сегодняшний день исчисляется сотнями, то записки хирургов-трансплантологов — большая редкость, и в них повествование преобладает над собственно рефлексией.

«Примечательно, что больше всего размышлений связано именно с воспоминаниями о первом опыте участия в той или иной процедуре, — делится Алина Патракова. — В них можно встретить отдельные сюжеты или высказывания, которые также можно отнести к примерам рефлексии специалистов по поводу трансплантации».

Иногда эти воспоминания отражают внутреннее напряжение и противоречия, сопровождаемые иррациональным чувством вины по отношению к донору.

«Сестры провожали нас неприветливыми взглядами, словно мы были как-то связаны с причиной смерти того парня. В определенной степени мы действительно были пособниками его гибели. Медсестры не смотрели нам в глаза. Я не мог отделаться от мысли, что они выглядели благодарными нам и в то же время испытывали отвращение. На меня никогда ни раньше, ни потом так никто не смотрел» (Рахул Джандиал, хирург)

Можно встретить эмоциональное восприятие врача при взгляде на мертвое тело кого-либо из своих близких родственников (либо воспоминание о том, кого уже нет в живых) и тут же —  дистанцирование от донора и профессиональное отчуждение.

«С каждым донором наступал момент, когда я задумывался, кем он был при жизни, но быстро выбрасывал эти мысли из головы. Мне нужно было делать свою работу, и я сосредотачивался на ней. Обычно фоном играла музыка, мы шутили, говорили о важных событиях своей жизни и решали, куда пойдем перекусить, когда закончим (мы так делали после каждого сбора кожи). Я понимаю, что все это кажется несовместимым с той работой, которую мы выполняли» (Джошуа Мезрич, хирург).

Тем не менее, лейтмотивом в автобиографических записках хирургов, специализирующихся в трансплантологии, остается мысль о том, что пересадки органов позволяют, по выражению известного русского врача и ученого Сергея Сергеевича Юдина "использовать смерть на пользу жизни". В своих "Размышлениях хирурга" он пишет: «Делить смерть на доли! Это ли не восхитительно?! Если нельзя спасти целого, то сохраним хоть часть! Mors vitae prodest (смертию смерть поправ)». Спустя несколько десятилетий другой автор, американский хирург Джошуа Мезрич в своей книге "Когда смерть становится жизнью" поясняет, почему трансплантология кажется лучшей из всех областей хирургии: "Каждый раз, когда я вшиваю орган и он начинает работать, я не могу поверить своим глазам. Меня радует, что мы получаем что-то от смерти и преподносим бесценный подарок реципиентам и их семьям. Я счастлив быть частью удивительного обмена между двумя людьми, который свяжет их навеки".

Круглый стол «Смерь, умирание и донорство: междисциплинарное исследование влияния социальных факторов на уход из жизни и развитие трансплантационной помощи» состоялся 7 ноября и организован сектором гуманитарных экспертиз и биоэтики Института философии РАН при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках одноименного проекта № 23-18-00400.