Перейти к основному содержимому

Как православным вместе творить культуру в ХХI веке

Секция региональных Рождественских чтений «Православные братства и общины на пути воцерковления культуры» состоялась по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия в Феодоровском соборе Санкт-Петербурга 8 декабря.

Событие, собравшее представителей разных церковных сообществ Санкт-Петербурга, открыли настоятель Феодоровского собора, председатель Информационного отдела Санкт-Петербургской епархии, ответственный редактор журнала «Вода живая» протоиерей Александр Сорокин и первый проректор Свято-Филаретовского института, председатель Преображенского братства Дмитрий Гасак.

Напутствие епископа Кронштадтского Вениамина с пожеланиями доброго и плодотворного труда участникам чтений передал помощник наместника Александро-Невской лавры иеромонах Марк (Святогоров).

На пленарном заседании прозвучали доклады настоятеля Князь-Владимирского собора профессора СПбДА протоиерея Владимира Сорокина о монахине Елене (Казимирчак-Полонской; 1902–1992), которую он знал лично, и общине преподобного Сергия Радонежского в Ленинградской духовной академии; руководителя музея при петербургском храме Рождества Христова на Песках Валентины Егоровой об основателе Христорождественского Братства при этом храме священнике Александре Гумилевском; библиотекаря Отдела рукописей Российской национальной библиотеки Никиты Гольцова о духовной биографии Лидии Александровны Мейер (1901–1993) из петроградского Александро-Невского братства; старшего научного сотрудника Государственного музея истории религии Александра Бурова о «социальном христианстве» РСХД в межвоенный период и диакона Сергия Паламодова из храма святителя Николая Чудотворца о домашней беседе в традиции общества трезвости Братца Иоанна Чурикова.

Какой вклад в воцерковление культуры могут внести христианские сообщества и творческие объединения, ищущие основания для обновления жизни и творчества в христианстве, обсуждали участники круглого стола «Как православным вместе творить культуру в ХХI веке».

В церкви идет борьба за церковную культуру, уверен первый проректор СФИ Дмитрий Гасак. Это можно видеть и по убранству, по стилю жизни, и по тому, какой уровень культуры поддерживается в том или ином церковном приходе или сообществе. В качестве важнейшего критерия качества церковной культуры он отметил способность людей жить и действовать вместе.

«Даже на примере таких разных церковных сообществ, как Александро-Невское братство, куда входили представители культурной элиты, и Чуриковское движение трезвости, объединявшее верующих простонародной культуры, можно увидеть, что для обоих этих братств характерно стремление учиться более тесному общению, пониманию друг друга, способности вместе идти путем христианской жизни, со всеми сложностями и вызовами, которые на этом пути возникают», — сказал Дмитрий Гасак.

«Особенность общинной и братской жизни, о которой мы сегодня говорим, в том, что она не предполагает борьбы друг с другом за место под солнцем, — добавил Дмитрий Гасак. — К сожалению, в жизни ее очень много. Но если за пределами церкви с этим можно как-то смириться, то с тем, что она существует в церкви, смириться нельзя. Ведь в такой ситуации, когда степень недоверия просто колоссальна, трудно что-то делать вместе. Поэтому порой так трудно разным церковным объединениям, приходам взаимодействовать друг с другом. А ведь открытость и простота — тоже качества культуры, в том числе и очень высокой культуры, они достигаются с большим трудом». 

Аналогичным образом дело обстоит и в среде профессионалов культурной сферы, в частности в музейных сообществах, где также чрезвычайную роль играет культура взаимоотношений, поделилась Нина Попова, создатель и первый директор Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме, президент Санкт-Петербургского Благотворительного фонда друзей музея Анны Ахматовой. «Стиль отношений или располагает к диалогу внутри музея, или закрывает его», — сказала она.

«Анализируя наш опыт отношений со Свято-Петровским братством, я вспоминаю, как мы вместе проводили выставку, посвященную матери Марии (Скобцовой), и это было частью нашего общего — музейного и церковного — осмысления истории, здесь мы друг другу очень помогали».

Для поддержания настоящего диалога и общения, в том числе между церковными и музейными сообществами, жизненно важно вместе «сохранять глубинное представление о том, что добро, что зло», уверена Нина Попова.

Директор и художественный руководитель Драматического театра «Странник» Владимир Уваров заметил, что представление об антагонизме театра и церкви — во многом миф. «Все россказни о том, что Русская православная церковь гнала драматический театр, не выдерживают никакой критики — такого не было никогда», — подчеркнул он, напомнив примеры первого русского драматурга святителя Дмитрия Ростовского, а также современных церковных театральных инициатив, таких как созданный в начале 90-х московский духовный театр «Глас» Никиты Астахова и Татьяны Белевич.

Протоиерей Александр Сорокин привел примеры сочетания церковности и высокой культуры в таких личностях, как протопресвитер Александр Шмеман и архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). «Я просто купался в радости общения с этим культурным и образованным человеком — не только как со специалистом по Новому завету, но мне доводилось и много слушать его о театре, о музыке, о литературе, — поделился он воспоминаниями об отце Ианнуарии. — Если за отцом Александром Шмеманом стояла непрерванная традиция русской эмиграции, то у отца Ианнуария отец был советский человек, хотя и культурный. И мой отец, который в 70-е при митрополите Никодиме (Ротове) был инспектором Духовной академии, мог бы рассказать, какой скандал устраивал отец тогда Димы Ивлиева и как приходилось отстаивать таких культурных молодых людей, интересовавшихся духовной жизнью и приходивших из университета в академию. Это пример непростого взаимодействия культуры и советской действительности, из которого вышли такие яркие личности, как отец Ианнуарий».

Еще на один смысл сложных вызовов культуры для христианства обратила внимание профессор СФИ и РГПУ им. А.И. Герцена Юлия Балакшина: «Достоевский, кроме того, что написал замечательные романы, которые многих привели к вере, свидетельствовал: “через горнило сомнений моя осанна прошла”. Подобным образом и современная культура — это и путь испытания веры Церкви, это опыт горнила сомнений, которые вера должна проходить. Для каждого этапа жизни, для каждой исторической эпохи это горнило свое, но если христианство отвернется от этого опыта, то оно себя не проверит и оно себя потеряет».

Помимо круглого стола и докладов, в рамках этой секции Рождественских чтений прошла презентация культурных проектов современных церковных сообществ и инициатив — экскурсионного бюро «Как посмотреть», музея Николаевского кавалерийского училища при Воскресной школе храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала, Драматического театра «Странник».

Событие было организовано Феодоровским собором, Свято-Петровским и Свято-Вениаминовским братствами при поддержке благотворительного фонда «Жить вместе».