Где границы души и можно ли «напечатать человека»
XII Международный научно-практический интердисциплинарный симпозиум по медицинской антропологии проходил с 23 по 25 сентября в Москве на базе Института этнологии и антропологии РАН. В этом году тема конференции — «Человек и (со)общества в контексте здоровьесбережения: проблемы медицинской антропологии в прошлом, настоящем, вызовах будущего».
Программа трехдневного симпозиума насчитывает полтора десятка секций и несколько круглых столов. Это ежегодное событие объединяет специалистов из самых разных областей научного знания, занимающихся проблемами здоровья и болезни, лечения и восстановления человека в различных медицинских системах и практиках.
Борис Воскресенский, доцент Свято-Филаретовского института и Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова, выступил на секции «Психическое здоровье в социокультурном контексте». В своем докладе «Психическое здоровье — взгляд психиатра» он затронул ряд важных проблем.
Прежде всего, остается актуальной проблема разграничения психической нормы и патологии. В этом контексте Борис Аркадьевич напомнил о том, что понятие психического расстройства не есть изначальная данность. Оно исторически менялось в зависимости от взглядов на устроение и сущность человека.
Сегодня в медицине в целом, в том числе и в психиатрии, используется биопсихосоциальная модель человека и, соответственно, болезни. По мнению Бориса Воскресенского, исторически эта модель восходит к христианской антропологии, в которой принято различать дух, душу и тело. Психическое расстройство разворачивается в пространстве душевного — или психического в узком смысле слова, — представляя собой опустошение и, в конечном счете, распад душевных процессов.
В этом отношении отдельного внимания заслуживает вопрос о том, как разграничиваются в человеке духовное и душевное. Как полагает Борис Воскресенский, духовная и душевная структуры в определенной мере и взаимосвязаны, и автономны. В завершение он подчеркнул, что задача психиатрии — избавление от душевных болезней, а не возведение духовных барьеров.
Проблема сущности и границ человека также обсуждалась на круглом столе «Биофабрикация органов и тканей человека: социогуманитарные аспекты», в котором приняла участие ученый секретарь и доцент СФИ Алина Патракова. Дискуссия была посвящена перспективам и рискам технологий 3D-биопечати, которые открывают новые возможности в области регенеративной медицины и трансплантологии.
В своем докладе Алина Патракова представила обзор научных и публицистических метафор, которые не только отражают, но и формируют определенный образ человеческого существа. Так, например, в научно-популярных текстах можно встретить выражения «напечатать человека», «принтер вместо донора», «заплатки» для органов, «запчасти для человека». Анализируя подобные словосочетания и контексты, можно обнаружить заметное преобладание инженерно-технических метафор. В их основании явно или неявно присутствует взгляд на человека как на некоторый объект — например, механизм, фабрику, кибернетическую систему или цифровой код.
Алина Патракова напомнила о том, что любая метафора высвечивает какие-то аспекты, при этом неизбежно что-то оставляя в тени. Вопрос в том, до каких пределов та или иная объектная метафора допустима в отношении человека.