Христос и студенты
О том, как складывались взаимоотношения этих студентов с христианством, мы – студенты нынешние – говорили на семинаре «Пути просвещения христианской молодежи» в СФИ 24 октября. За три с лишним часа удалось обсудить три небольших доклада на основе бакалаврских и курсовых работ по истории церкви.
«Богу, людям и всей твари…»
Анна Сафронова представила доклад на основе своей бакалаврской работы, в которой исследовала просветительскую деятельность Христианского содружества учащейся молодежи под руководством протоиерея Павла Лахостского в Санкт-Петербурге в 1903-1916 годах (возможно, движение просуществовало и дольше, но именно 1916 годом датируется последний документ, который ей удалось обнаружить в архивах).
Целью движения было помочь молодежи, воспитанной на позитивизме XIX века, увлеченной Шопенгауэром и Ницше, открыть православие не как «веру для простолюдинов», но увидеть в нем возможность для поиска ответов на современные вопросы. Судя по тематике собраний и составу участников, движение было преемственно к религиозно-философским собраниям 1901-1903 годов. Помимо молодежи в него входили профессора Санкт-Петербургской духовной академии и Университета. Кроме того, в жизни движения принимали участие видные церковные и общественные деятели, такие как духовник императорской семьи протопресвитер Иоанн Янышев, основатель Крестовоздвиженского трудового братства Николай Николаевич Неплюев, архиепископ Антоний (Храповицкий), иеромонах Виктор (Островидов) (будущий епископ), юрист и историк барон Михаил Александрович фон Таубе, Иван Афанасьевич Федченков (будущий митрополит Вениамин), государственный и общественный деятель Анатолий Федорович Кони, историк Антон Владимирович Карташов, многие члены группы «32-х» священников – ревнителей церковного обновления: профессор канонического права протоиерей Михаил Горчаков, протоиерей Константин Аггеев, священники Петр Кремлевский, Владимир Колачев, протоиерей Михаил Чельцов, священник Роман Медведь, протоиерей Александр Рождественский, а также богослов и историк Николай Петрович Аксаков.
Основной формой деятельности Содружества были рефератные собрания, на которых обсуждались заранее подготовленные доклады. Кроме этого члены Содружества собирались на совместную молитву, недолгое время просуществовали особые безрефератные собрания, направленные на созидание более близкого христианского общения, также было устроено несколько публичных собраний, одно из которых было посвящено Достоевскому. О нем протоиерей Павел Лахостский говорил как о «проповеднике веры среди нашего интеллигентного общества», который «звал к подлинному, евангельскому Христу, а не ко Христу им самим придуманному».
Одним из принципов Содружества было «живое сознание долга», то есть сознание того, что человек всегда живет в неоплатном долгу перед Богом, людьми и всем творением, и единственный путь содействовать его погашению – «сознательно и свободно отдать жизнь свою на служение Богу, людям и прочей твари…», в котором человек может обрести подлинную радость и счастье, стать тем, кем он должен быть в соответствии с нравственным законом своей совести.
Легальный институт для нелегальной церкви
Мне посчастливилось рассказать о работе Богословского института – высшего образовательного учреждения, действовавшего в Петрограде под руководством протоиерея Николая Чукова (будущего митрополита Григория) с 1920 по 1923 год, то есть уже после принятия Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви, когда были закрыты или перешли на нелегальное положение все духовные академии, начались расстрелы и ссылки духовенства и мирян, а впереди церковь ждали годы гонений и испытаний.
Основателями института, среди которых центральное место принадлежит проректору Ивану Павловичу Щербову, двигало стремление «открыть свободный доступ» к духовному образованию «всем желающим послужить Церкви», взрослым верующим без ограничения пола и возраста.
Когда читала документы, записки, проповеди людей, создавших институт и обеспечивавших его работу, очень многое казалось знакомым по нашей учебе в СФИ и по тому, что мне известно о его истории. Петроградский Богословский институт тоже поддерживали общины и братства (особенно Александро-Невское): собирали деньги, преподавали и учились там, вели просветительскую деятельность за пределами института – устраивали кружки, проводили публичные встречи и лекции, например, о Достоевском, Сергее Соловьеве и других. Учились в институте не только мужчины, но и женщины. Принимали в институт людей с уже имеющимся светским образованием. Они изучали не только богословские дисциплины, Священное писание, богослужение, но и историю религий, древнегреческий, древнееврейский, историю, философию и т.д. Учились тоже по вечерам, в свободное от работы время. Было там даже что-то вроде студенческой ассоциации, она называлась Студенческая коллегия.
Один из преподавателей института Сергей Сергеевич Безобразов (будущий епископ Кассиан, переводчик Нового завета и ректор Парижского Сен-Серж) в своих воспоминаниях отмечал среди уникальных черт института то, что преподавательский состав объединил лучших светских и церковных специалистов – профессоров бывшей Духовной академии и Петроградского университета. Среди них член-корреспондент Академии наук Александр Иванович Бриллиантов (умер в ссылке в 1930-е годы), замечательный литургист Иван Алексеевич Карабинов (сосланный в 1934 и расстрелянный в 1937), академик Борис Александрович Тураев, Лев Платонович Карсавин (высланный на «философском пароходе» в 1922), Николай Онуфриевич Лосский и другие.
В 1923 году, после ареста ректора протоиерея Николая Чукова, советская власть пыталась всеми правдами и неправдами закрыть институт, однако ей этого сделать не удалось, поскольку его статус был полностью автономный: церковным и государственным структурам институт не был подотчетен, хотя и пользовался поддержкой патриарха Тихона и Петроградского митрополита Вениамина, а от государства даже сумел добиться предоставления себе помещений. Сохранилась язвительная переписка представителей института с заместителем наркома просвещения, в течение нескольких месяцев безуспешно требовавшей ликвидировать учебное заведение. Правда, в 1923 году все равно было принято решение о самоликвидации в связи с угрозой захвата обновленцами и недостатком денежных средств (чему способствовало существенное увеличение налогов). Тогда же Иван Павлович Щербов ходатайствовал о передаче делопроизводства института во Второе Отделение Историко-Культурной Секции Центроархива, благодаря чему фонд сохранился до настоящего времени в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга.
Сергей Бурлака, выпускник СФИ, ведущий семинара: Интересны связи между людьми, о которых мы сегодня слышали, вообще, насколько тесно между собой связаны все ключевые фигуры в истории церкви. Например, выпускница Богословского института Евгения Оттен-Тиличеева была участницей религиозно-философского кружка Мейера «Воскресение» и крестной пианистки Марии Юдиной.
Всецело принадлежал России
Импульс, возникший в России – в деятельности Христианского содружества учащейся молодежи Санкт-Петербурга, Петроградского Богословского института, был подхвачен в эмиграции в Русском студенческом христианском движении. Об одном из его наиболее выдающихся деятелей Иване Аркадьевиче Лаговском рассказала выпускница СФИ Ольга Гаврилова, опираясь на материалы своего диплома.
Особое значение имела деятельность Ивана Лаговского в Эстонии, где он с 1934 по 1939 год возглавлял отделение РСХД. Сам он переживал эмиграцию как трагедию. Эстония была особым регионом – это была «почти Россия», русские там были не эмигрантами, а коренным населением. Но хотя Эстония не была советской, духовное состояние ее населения было тяжелым: сказывались и бедность крестьянского населения, и проникавшая советская пропаганда. Иван Лаговский работал не только со студентами, но и среди крестьянского населения, а также среди рабочих. Он создал Русское Крестьянское Христианское Движение, организовывал молодёжные кружки и съезды Движения в Эстонии и Литве, преподавал в Тартуском университете. Он говорил об обращении в воспитательном процессе к сердцу человека как духовному центру его личности. Его деятельность оказала сильнейшее влияние на духовную жизнь русских в Эстонии.
С 1925 года Иван Лаговский был редактором главного печатного органа движения журнала «Вестник РСХД». В декабре 1925 года вышел первый номер «Вестника РСХД» под редакцией Ивана Лаговского и Николая Зёрнова. Как редактор Лаговский способствовал собиранию просвещенной церковной общественности.
Прожив первые послереволюционные годы в советской России и зная, что творилось на родине, он продолжал внимательно следить за антирелигиозным фронтом и в эмиграции и стал лучшим экспертом по положению церкви в СССР. О России он регулярно писал статьи в «Вестнике РСХД» (рубрика «Там, где с Богом борются») и в журнале «Путь». Николай Михайлович Зёрнов вспоминал: «Лаговский, третий секретарь Движения, всецело принадлежал России… Он был увлекательный оратор, его доклады о России были всегда полны точных фактов и продуманных заключений». Эти доклады, которые часто превращались в молитву о России, повлияли на выработку одной из главных задач Движения – служение России через возрождение русского человека, начиная с эмиграции. Статьи Ивана Лаговского о религиозной жизни и положении церкви в России ценны не только собранными в них данными, но и его взглядом на причину духовной катастрофы, которую он рассматривал как проявление мирового богоборчества, связанного с оскудением христианской веры и потери в церкви соборности.
Иван Аркадьевич Лаговский был расстрелян в Ленинграде вместе еще с двумя членами Движения, Николаем Николаевичем Пенькиным и Татьяной Евгеньевной Дензен, 3 июля 1941 года за «антисоветскую» деятельность РСХД за рубежом. В 2012 году он был канонизирован Эстонской православной церковью вместе с 11 эстонскими новомучениками, пострадавшими за веру в 1940-1941 годах при наступлении советской власти в Эстонии. Не только его мученическая кончина, но сама его христианская жизнь свидетельствуют о святости.
Ольга Гаврилова, выпускница СФИ: Христианское просвещение молодежи – тема, очень актуальная для современности, ведь христианство, церковь часто воспринимается как маргинальное пространство, удел несчастных или обездоленных людей. Рассказывая друг другу о наших соотечественниках, чье сердце болело о воспитании молодежи в свете Христовом, мы увидели, что это были лучшие думающие люди, причем не только церковные деятели. И в тяжелейших исторических обстоятельствах они многое успели сделать, нередко ценой своей жизни. Узнавая их богатый опыт, можно говорить о некой традиции христианского просвещения. Думаю, важно и то, что сам факт проведенного семинара возобновляет традицию культурно-просветительских встреч, «рефератных собраний», о которых говорилось в одном из докладов. Наш богословский институт в этом случае тоже оказывается такой площадкой христианского просвещения. Думаю, что в перспективе ее можно сделать более открытой.
Анна Сафронова, выпускница СФИ: Мне показалось важным явление разнообразия форм жизни церкви в единстве духа. Мы услышали свидетельства о трех живых ростках Церкви, между которыми мы опознаем единство в духе и смысле их жизни. Такое опознание дает возможность нам самим обретать почву под ногами, понимать, что мы живем не в «безвоздушном пространстве».
В семинаре приняли участие и студенты-заочники и другие иногородние участники, вот что они сказали.
Виталина Житова, студентка СФИ, Архангельск: Благодаря семинару я поняла, о чём хочу писать свою итоговую работу, увидела возможность и направление для раскрытия темы. Хотелось бы, конечно, поговорить и о «технической части» написания работ. Такие семинары, на мой взгляд, очень нужны, они помогают сформулировать тему собственной работы, учитывая актуальность вопроса. Буду ждать следующего семинара!
Наталья Ершова, студентка СФИ, Воронеж: Я очень внимательно слушала доклады. Мне понравилось, как Аня делилась историей написания работы. Да и просто очень интересные факты о просвещении среди молодёжи, о которых я не знала.
Светлана Миденко, Мюнхен: Я благодарна, что вы присоединили к семинару «посторонних» слушателей, которым встреч такого рода не хватает. Меня темы докладов заинтересовали в связи с временем, о котором в них говорилось, я имею в виду нелёгкую для православной церкви эпоху начала XX века. Удивительно, что и при атеистическом правительстве получалось проводить духовное просвещение и обучение. Конечно, мы знаем, что многие люди отстаивали веру во Христа, но ещё полнее это ощущаешь, услышав конкретные даты, имена, подробности. Возникает желание самостоятельно углубиться в тему, больше узнать об этих людях.