«Турник» для личностного роста
Самый необычный диплом представил к защите Сергей Бурлака. Соискателю, имеющему консерваторское образование, удалось по дневникам и переписке выдающейся пианистки Марии Юдиной проследить ее духовный путь и служение, которое выражалось в превосходящей все привычные формы заботе о «ближних» и «дальних», творчестве, где было место открытому свидетельству о Христе, элементах юродства в поведении и очень аскетичной жизни. Как показал автор работы, все это было формой сознательного духовного сопротивления атеистическому режиму.
Андрей Еремеев исследовал деятельность митрополита Иннокентия (Вениаминова) в качестве епископа новообразованной Камчатской епархии в 1840-1867 годы. В работе удалось показать, какие трудности в деле христианского свидетельства видел митрополит Иннокентий, какие задачи он перед собой ставил и как их решал. Важное место в его служении занимали переводы Священного писания и богослужения, встречи и беседы с людьми, дальнейшее устроение их христианской жизни, в том числе просвещение.
Библейскому контексту и смыслу выражения Иисуса Христа «Сын Человеческий» было посвящено исследование Марии Кушнир. Она сопоставила использование этого титула в синоптических евангелиях и в седьмой главе книги пророка Даниила. Хотя работа содержит серьезный обзор научной литературы, соискательница нашла самостоятельный методологический ход, предварительно выявив наиболее важные темы и смыслы Дан 7. Это позволило проверить присутствие в словах Иисуса не только прямых цитат из Дан 7:13, но и всего тематического спектра Дан. Студентка пришла к интересному выводу, что выявленный комплекс идей этой книги (а именно, темы Царства, мученичества и противостояния ненасильственного Царства Божьего хищной власти тираний) объединяет все речения Иисуса о Сыне Человеческом. Эти и другие наблюдения позволили выдвинуть несколько интересных предположений о смысле выражения «Сын Человеческий» и объяснить, почему в тех или иных случаях Иисус употреблял именно его.
Первое специальное исследование на русском языке, посвященное чину «восьмого дня» по крещении, представила к защите Ксения-Оксана Кудряшова. Соискательница сделала попытку реконструировать основные этапы формирования этого чина как завершения таинств крещения и миропомазания. Опираясь на материал литургико-канонических памятников, памятники раннехристианской литературы, византийские евхологии, славянские литургические книги и современные требники, а также святоотеческие проповеди и комментарии и основные литургические исследования по данной теме, студентка проанализировала структуру, содержательные особенности и практику совершения данного чина (в том числе участие церковного собрания и самого новокрещенного в нем) в период от окончательного оформления его византийского извода до наших дней.
«Все работы интересные, все хорошо поработали, – сказал председатель государственной аттестационной комиссии Алексей Борисович Мазуров. – Мне запомнилась работа Сергея Бурлаки о духовном пути замечательной пианистки Марии Вениаминовны Юдиной, работа о братстве во имя святителя Гурия Казанского. Понравилась работа по книге пророка Даниила в связи с возможным истолкованием сочетания “Сын Человеческий”. Как оказалось, она заполнила имеющуюся лакуну в библеистике. Такое не часто бывает в бакалаврских работах. Очень интересная работа по послекрещальным обрядам “восьмого дня”. Человек основательно проработал все возможные источники, поработал с публикациями и представил полную картину, как и почему менялся этот обряд, высказал предложения по его актуализации. Это, в общем-то, тоже определенный вклад в литургику, потому что до этого никто в России не занимался этой проблемой».
Также работы были посвящены христианскому служению ярких личностей в истории XX века: священника Сергия Желудкова, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского Иоанна (Максимовича), протоиерея Сергия Четверикова, митрополита Нестора (Анисимова). Несколько студентов представили работы по все еще малоизученным материалам Поместного собора Православной Российской церкви 1917/18 гг., основанные как на опубликованных, так и на архивных документах. Две работы были посвящены деятельности православных братств в XIX – начале ХХ века. Также был исследования о положении старообрядцев в Бессарабии в 1867 – 1905 гг., о богословских взглядах профессора В.В. Болотова на проблему разделения церквей в связи с возможностью восстановления общения Православной российской церкви со старокатоликами, об интерпретации новозаветных чудес в трудах святых отцов-катехетов IV-VI вв. и православных катехизисах XVII-XX вв., об устроении иноческой жизни в монашеских общинах свт. Василия Великого и прп. Пахомия Великого.
Всем 19 соискателям была присвоена искомая степень бакалавра теологии.