Физики и клирики говорили о любви
Что значит: Бог есть Любовь? Сотворил ли Бог человека из любви или человек сотворил себе Бога по своему образу и подобию? Эти вопросы обсуждали ведущие физики-теоретики и профессора Свято-Филаретовского института на очередном круглом столе «Физика и богословие» 23 декабря.
«Что значит, что Бог есть Любовь, и как это можно проверить опытом своей жизни – один из первых возникших и отложенных вопросов наших встреч, которые начались еще весной 2013 года, – говорит ведущий конференции старший преподаватель СФИ, старший научный сотрудник Физического института им. А.П. Лебедева РАН Максим Зельников. – И то, что в этот раз мы прямо с него начали и разговор удался, – на мой взгляд, свидетельство, что “физики и клирики” имеют хороший уровень совместного рассуждения о сложных темах».
К диалогу богословов и ученых присоединяется все больше компетентных и заинтересованных людей. Помимо постоянных участников, в числе которых ведущий российский физик-теоретик академик РАН Алексей Старобинский, профессор Национального ядерного университета МИФИ Сергей Рубин, научный сотрудник Института астрономии РАН Александр Багров, ведущий научный сотрудник Института прикладной математики им. М.В. Келдыша Галина Шпатаковская, к конференции присоединились профессор Грайфсвальдского университета имени Эрнста Морица Арндта доктор философских наук Екатерина Полякова, кандидат физико-математических наук Геннадий Горелик из Центра философии и истории науки Бостонского университета и другие.
«Конечно, теперь очень не хватает на наших встречах Григория Борисовича Гутнера, который многое умел сказать на языке философии, и его слова всегда имели большую силу. Будучи человеком ясной и последовательной мысли, он всегда высказывался очень убедительно и серьезно», – добавляет одна из постоянных участниц диалога «физиков и клириков» преподаватель Нового завета Лариса Мусина.
«Для нас эта конференция, конечно, ценна как диалог с наиболее восприимчивыми и совестливыми людьми в научной среде, – говорит Максим Зельников. – Что касается тематических перспектив, с тех пор, как мы более или менее обсудили последние новости о сотворении мира и устройстве вселенной, мы перешли к достаточно серьёзной экзистенциальной проблематике. И вопрос о любви в этом ряду существенный. Темы чаще всего предлагают физики, прежде всего академик Алексей Александрович Старобинский».
Тема любви неоднократно поднималась в ходе многолетнего разговора о творении – предмете, на который обращено пристальное внимание ученых и богословов, а также в связи с темами творчества, общения, познания – опыта, объединяющего подлинную науку и подлинную веру.
«Когда мы говорим, что Бог есть Любовь, мы рассчитываем на внутреннее взаимопонимание, без которого невозможно общение в любви, – говорит ректор Свято-Филаретовского института священник Георгий Кочетков. – Любовь – центральное понятие для христианства, то, что связывает людей с Богом и друг с другом. Поэтому создаются братства и общины, и церковь изначально была братством и общиной – это самая её суть. Уже потом появились иерархия, епархии, патриархаты. Когда мы говорим о Христе современному человеку, то мы говорим именно об этом: если в человеке есть начало любви или хотя бы стремление к такой любви, то он может жить с Богом и с человеком. Опыт жизни убеждает нас в том, что это в человеке всегда есть. Если человек совсем это теряет, то он перестает быть человеком, он становится манкуртом, он становится кем-то совсем другим».
Тема, определенная для следующего семинара – зачем нужен человек. «В науке нет понятия “зачем”. Зачем звезды? Они просто есть, – говорит академик Алексей Старобинский. – А в отношении человека этот вопрос возникает. Можно, конечно, от него отмахнуться, сказать: возникли кошки, собаки, звезды – и мы возникли. Но все-таки вопрос “зачем” не есть вопрос естественных наук, он богословский по преимуществу. Он же, кстати, относится и к действиям Бога, и к самому Богу…»
«По поводу Бога тоже в каком-то смысле интереснее начинать не с вопроса: существует ли Бог – невозможно это никому навязать или доказать, – уточняет заведующий кафедрой богословских дисциплин и литургики СФИ Давид Гзгзян. – Скорее интересно поразмышлять, откуда мысль о Боге возникает у человека».