Епископ Макарий (Опоцкий) – мистик
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/a41b27086375f42203bb7e3cafe5f2861ca2546e/20220117_194815-6686x4457-980x653.jpg)
«Те следы, которые оставил нам XX век, настолько немногочисленны, что приходится говорить студентам: так сложилось, что об общинах XX века – а их были сотни – мы скорее всего никогда ничего не узнаем, кроме того факта, что они были. И вдруг жизнь какой-то общины, словно Атлантида, всплывает из небытия», – отозвалась о книге выпускницы СФИ Анны Дмитренко доцент теологии Юлия Балакшина, историк, филолог, заместитель главного редактора журнала «Вестник СФИ».
По мнению историка Ивана Петрова, «большое достоинство и украшение этой книги – то, что она разделена на две равноценные части: в одной представлено само историческое повествование, а в другой – документы». «Анне Геннадиевне удалось использовать не только государственные архивы, но и архивы ФСБ, и зарубежные архивы и самое главное – застать тех людей, которые были связаны с епископом Макарием и близки с ним», – добавил историк.
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/2d53ab15d9d1d3948f0ab3ac8dbdaaaba801c10e/photo5427073100329104698-1280x853-980x653.jpg)
При этом Юлия Балакшина отметила контраст между двумя частями книги: «Первую часть читаешь как историк, там описаны определенные процессы, которые мы знаем по многим источникам: государство давит на церковь, ты видишь, какие постановления к каким процессам приводят, понимаешь, почему героя арестовывают в таком-то году, потом еще раз, и еще раз. Государство закручивает гайки, чтобы церковь перестала существовать. А потом открываешь вторую часть – и видишь, что пока государство пытается как-то закручивать эти гайки, тут идет такая жизнь, какая нам сегодняшним и не снилась!»
«Епископ Макарий открылся для меня как глубокий яркий мистик, – сказала Юлия Балакшина. – Это человек, который имел не книжный, подлинный опыт богообщения и мог его передавать другим людям, собирать их вокруг него, вводить их в этот опыт, как бы ни складывались объективные исторические процессы».
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/ca32f057bb937594889a059f7c0336965312018a/photo5427073100329104694-1197x798-980x653.jpg)
Автору монографии удалось избежать пересказа стереотипных подходов к наиболее трудным вопросам церковной истории XX века, которые часто кочуют из книги в книгу, считает Иван Петров. «Это касается в частности вопросов различения обновления и обновленчества, разницы между идеями церковного обновления, которые существовали до 1917 года, и теми, которые возникли в первые годы после захвата власти большевиками», – пояснил он.
Впечатлением, которое книга производит на светского читателя, поделился проректор по научной и творческой работе Литературного института имени Горького Сергей Дмитренко, дядя автора монографии. «Для меня самое главное в этой книге – что Анна Геннадиевна рассказала о людях, которые были собраны вокруг святого человека, – отметил он. – Массовая духовная литература часто сосредоточена на рассказе о духовном подвиге какого-то священнослужителя. Здесь же рассказано о людях, которые следуют Богу несмотря ни на что. Книга открывает не только судьбу святого, но и тех, кого он собрал».
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/01fe105093392630431310b533f104e6e543f077/photo5425136718618671558-1280x853-980x653.jpg)
«Это книга не только для тех, кто верит, но и для тех, кто хочет поверить, что в жизни есть место Жизни. Это книга о людях, книга о России XX века и Новгородчине», – добавил Сергей Дмитренко.
Исследование Анны Дмитренко началось с письма епископа Макария, написанного на имя патриарха Тихона в 1924 году – документа, который случайно обнаружила в архиве ее однокурсница, изучая историю братства Николая Неплюева. «Уже по этому письму видны особые дары епископа Макария, – отметил Олег Глаголев, режиссёр фильма «Филадельфия» о братстве епископа Макария. – И обращение к патриарху, где он его называет родным отцом – вы сейчас почитайте обращения к патриарху, – и то, как он рассказывает о своей жизни, и как просит о благословении на служение катехизатора: “Поставьте меня епископом-катехизатором, я хотел бы создавать братства, у меня даже такой опыт есть – он, правда, провальный, этот опыт, но братства я буду создавать”. И кроме трогательности в этом слышится большая сила и дерзновение».
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/709bd712abebcf92bbbaa838bd4a65dab6c24944/photo5425136718618671555-1269x846-980x653.jpg)
«События церкви XX века неоднородны, не через каждую судьбу даже святых людей, новомучеников и исповедников такие дары Церкви открывались, – добавил он. – Есть силовые линии в церкви, которые когда-то проходят через Сергия Радонежского, когда-то через Дивеевскую общину и Серафима Саровского. А XX век создал такую дымовую завесу, когда неявно, где проходит главный церковный нерв – а оказывается, он проходил через Новгородскую и Череповецкую область. И мы видим, как через этот родник прорываются струи церковной жизни, и это не только обращение к древнему преданию, но и новое откровение – это касается и догматического богословия, и евхаристии, и экклезиологии, и устройства церкви».
В книге «За святую правду любви и братства: Епископ-катехизатор Макарий (Опоцкий), 1872–1941» (Москва: СФИ, 2020) впервые представлена полная биография епископа Макария, а также его духовное наследие (проповеди, молитвы, письма), воспоминания и свидетельства о нём и о созданных им братствах. Большинство архивных документов и фотографий публикуется впервые.
Книгу можно приобрести в интернет-магазине СФИ.
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/135f2e761ad49c7264127e8fe9013e80c3f04544/photo5427073100329104690-1094x729-980x653.jpg)