Енисейская презентация
В краевой библиотеке Красноярска 8 июня прошла презентация Свято-Филаретовского института и некоторых из его изданий. Встреча была организована в рамках участия СФИ в очередной, уже четвёртой по счёту межрегиональной выставке «Православная Русь», проходившей в городе с 4 по 9 июня по благословению архиеп. Красноярского и Енисейского Антония (Черемисова).
Ведущий презентации задал основное направление разговора, напомнив об общеизвестной этимологии понятия «образование» (от слова «образ»). В христианстве вопрос человека «неслиянно и нераздельно» связан с вопросом о Боге, а на стыке этих фундаментальных вопросов рождаются вопросы о мире, о церкви и др. Духовное образование в Свято-Филаретовском институте связано с поиском ответов на эти вопросы.
В разговоре были представлены ключевые принципы института: первенство научения перед обучением; содействие неформальному духовному общению учащихся как друг с другом, так и с преподавателями (что не отменяет необходимой для любой учёбы иерархичности и дисциплины); важная роль практики деятельного милосердия; регулярная богослужебная практика – принцип воплощения и в образовательном процессе основного закона христианской жизни, который в настоящее время практически никак не реализуется: единства правила веры, молитвы и жизни.
Этой же цели, как и цели восполнения широкой доступности качественной духовной литературы, служат издания, выпускающиеся издательством СФИ. Некоторые из них были представлены на презентации: серия бесед по христианской этике, другая миссионерская и огласительная литература; серия материалов церковно-общественных и богословских конференций, направленных на установление плодотворного диалога между церковью и обществом, а также внутри самой церкви (эти конференции проводятся СФИ каждый год практически с момента своего основания); переводы богослужебных чинов.
На встрече был показал отрывок из документального фильма «Не напрасно, не случайно...», снятый в 2008 году к 20-летию СФИ. Ведущие постарались указать на линии преемственности, идущие к СФИ, которые формируют базовые принципы как его внутреннего устройства, так и образовательной деятельности. Хотя внешне институт возникал на пустыре позднесоветского пространства, на котором едва угадывались очертания фундамента бывшего «дома, который был оставлен и пуст» (Мф 23:38 в переводе С.С. Аверинцева), духовно он последовал христианскому возрождению Русской церкви, особо ярко проявившемуся в событиях подготовки и проведения Поместного собора Русской церкви 1917-1918 гг., а затем разделившемуся на два русла, в связи с трагическим развитием событий в самой России после 1917 года. Одно русло, оказавшись в эмиграции, продолжило и блестяще развило – богословски, философски и отчасти духовно-практически – интуиции религиозно-философского возрождения начала XX в. Другое, оставшееся в России, опытно пережило – что значит вести христианскую церковную жизнь не просто без внешней, государственной поддержки, но и «сражаться до крови» (Евр 12:4). Неведомым образом два русла вновь стали соединяться в конце 1980-х гг. в России. Одним из свидетельств этого процесса стало и возникновение СФИ.
Во второй части встречи состоялась открытая и доверительная беседа, во время которой собравшиеся могли задать интересующие их вопросы как более общего характера, касающиеся поступления и обучения в СФИ, так и более конкретные, затрагивающие живые насущные проблемы личной и церковной христианской жизни. Собравшиеся не хотели расходиться и продолжали общаться ещё некоторое время после окончания встречи.