Что должен знать и уметь катехизатор?
5 декабря 2011 г. в Свято-Троицкой Сергиевой лавре состоялся научно-практический семинар «Проблемы катехизаторского образования и пути их решения». Его организаторами выступили Кафедра-центр религиозного образования и катехизации Российского православного университета св. Иоанна Богослова и Педагогический кабинет Московской православной духовной академии при участии Синодального отдела религиозного образования и катехизации.
Вел встречу игумен Киприан (Ященко), зав. Педагогическим кабинетом МПДА. В семинаре приняли участие заведующий сектором Православного образования ОРОиК иерей Алексий Алексеев, специалист ОРОиК Антон Ракушин, преподаватель МПДА архимандрит Платон (Игумнов), зав. катехизаторскими курсами во имя сщмч. Фаддея иерей Игорь Киреев, проректор Высших богословских курсов МПДА иеромонах Никодим (Шматько) и другие. Свято-Филаретовский православно-христианский институт представляли зав. Методическим центром по миссии и катехизации Владимир Якунцев и сотрудник центра Мария Дикарева.
На семинаре обсуждались вопросы содержания и организации процесса подготовки катехизаторов. Говорили о методическом сопровождении, критериях и методах оценки качества подготовки катехизаторов, ее месте в системе церковного образования. Одним из центральных стал вопрос о том, чем всесторонняя и целостная подготовка катехизатора отличается от подготовки миссионера, педагога, богослова, т.е. вопрос о границах понятия «катехизатор» и о сущности процесса оглашения. Отмечалось, что этот процесс связан не только с передачей знаний, но и с обретением опыта веры и жизни по вере.
Зав. Методическим центром по миссии и катехизации СФИ Владимир Якунцев представил сообщение на тему «Определение основной и дополнительной учебной методической литературы для катехизатора». В качестве основной литературы он выделил тексты, касающиеся цели, принципов и методов процесса оглашения. К ним он отнес источники, говорящие о катехизическом опыте церкви (Священное писание, писания святых отцов и учителей церкви), современные труды, в которых осуществляется попытка осмыслить святоотеческую методику катехизации, а также богослужебные чины и канонические постановления, связанные с воцерковлением. Дополнительная литература — это материалы, которые могут быть использованы современными катехизаторами в их практике. В.И. Якунцев предложил подразделять эти тексты в соответствии с категориями оглашаемых, выделяемыми церковной традицией: «слушающие», «избранные», «новопросвещенные» (см. Гаврилюк П. История катехизации в древней церкви. М., 2001).
Участники сошлись в том, что для катехизатора желательно высшее светское и духовное образование, а также необходима длительная стажировка, что профильной подготовке должно предшествовать качественное базовое образование. Но, как отметил иерей Игорь Киреев, катехизатор — это особый дар и призвание. Давать знания и помогать обрести необходимые навыки, безусловно, нужно, но даже самая лучшая подготовка не гарантирует, что человек станет катехизатором.
По итогам семинара был принят план научно-практической деятельности на 2012 год по совершенствованию подготовки катехизаторов, обобщению и внедрению лучшего общецерковного опыта.