Будущее туманно, но бояться не надо
Исследование Аналитического центра S-t-o-l.com «Формирование дискурса о будущем России религиозными медиа» – часть более широкого проекта, посвященного выявлению образа будущего России в медиадискурсе. Как рассказали авторы исследования кандидаты философских наук Ольга Солодовникова и Алина Гарбузняк, исследование стартовало в сентябре 2017 продлится до января 2018 года. В выборку вошло около 150 текстов, примерно половина из них – с православных ресурсов.
«На сегодняшний день широкой дискуссии о будущем развитии страны по большому счету нет – ни в общественно-политических, ни в нишевых СМИ, – рассказывает Алина Гарбузняк. – В ряде публикаций затрагиваются перспективы решения отдельных проблем в будущем, однако эти высказывания носят фрагментарный характер».
При этом, как отмечают авторы исследования, практически для всех религий характерна реактивность по отношению к светскому дискурсу. «Разговор о будущем России начинается с отсылки к светским СМИ, – говорит Ольга Солодовникова. – Даже католики, высказывающиеся с позиций планетарного масштаба, не имеют своей повестки сверх либерально-демократической».
Меньше всего проблематика будущего России представлена в буддистских и исламских материалах. «Анализ этих ресурсов показывает, что стоящие за ними религиозные общества не рассматривают себя субъектами этой дискуссии, а выступают с позиций корпоративных интересов, – рассказывает Алина Гарбузняк. – Они говорят не столько о будущем России, сколько о будущем своей общности, своей диаспоры. Гораздо больший интерес для нашей темы представляют христианские СМИ, для которых совершенно не характерна риторика меньшинств».
В рамках исследования удалось выявить особенности православного, католического и протестантского дискурса. В частности, протестантские сайты нередко связывают будущее России с возможными гонениями. Для православной церкви, по словам Ольги Солодовниковой, характерны «озабоченность темой молодежи, с которой почти отождествляется будущее» и «терапевтический дискурс – не дается никакого образа будущего, но при этом внушается мысль, что не надо его бояться».
Вместе с тем, христианский и в частности православный дискурс трудно назвать монолитным, внутри него обнаруживается разнообразие и даже поляризация мнений.
Один из вопросов, по которым существуют разделения в православном сообществе, – оценка политики Московского патриархата. Эту проблему рассматривает Екатерина Гришаева, кандидат философских наук, преподаватель кафедры социальной философии Уральского федерального университета, в своем исследовании под названием «“Я верю в Бога, но не в церковь”. Обсуждение де-секулярной политики Московского патриархата православными блогерами».
«До этого о поляризации православного сообщества говорили в параметрах разных политических идеологий (либеральные/консервативные взгляды), – поясняет автор исследования. – Я исходила из другой постановки проблемы: как разные группы внутри православного общества определяют свое отношение к политической повестке РПЦ».
Исследование было проведено в 2012 году. Тогда, по словам Екатерины Гришаевой, мощную дискуссию в Интернете спровоцировало то, что церковь активно вмешалась в политический процесс, впервые открыто поддержав кандидатуру действующего президента на выборах.
В исследовании анализируются представленные в православной блогосфере мнения по поводу сближения церкви и государства, взаимодействия церкви и общества, политической активности церкви, внутрицерковных и приходских проблем, роли патриарха в церковной иерархии и жизни верующих. Были рассмотрены 30 рейтинговых православных блогов, на которых обозначены и религиозная, и светская политическая проблематика, выявлены лидеры мнений внутри ЖЖ и реконструированы основные идеологические тренды и смыслы, которые конституирующие групповые идентичности.
Изначальная идея исследования – посмотреть на медиа как на фактор религиозной жизни. «Медиа меняют существующие социальные практики. Мне было интересно, какие изменения внутри православного сообщества провоцирует блогосфера, – говорит Екатерина Гришаева. – Коммуникация в блогах – это контекст, влияющий на содержание озвученного в нем высказывания».
Помимо собственно медийных, культурных и религиозных факторов, следует учитывать и внешние, в том числе политические, напоминают специалисты Аналитического центра S-t-o-l.com, подчеркивая, что образ православия в СМИ формируется не только изнутри самого сообщества. Интересный парадокс: в российских общественно-политических СМИ наиболее распространен образ церкви как политического актора, например, за счет присутствия в политической повестке традиционалистских ценностей. «Однако этот дискурс задается скорее политиками, чем церковью, – поясняет Алина Гарбузняк. – Церковь здесь играет несколько пассивную роль, она лишь соглашается с их мнением, и часто лишь в лице своих руководителей».
Конференция «Религия в медиапространстве» была организована 22 декабря факультетом религиоведения СФИ совместно с Аналитическим центром S-t-o-l.com. В экспертном обсуждении представленных исследований приняли участие Маргарита Шилкина, кандидат философских наук, декан факультета религиоведения СФИ; Анна Алиева, кандидат социологических наук, старший преподаватель СФИ; Сергей Трофимов, кандидат социологических наук, заместитель декана социологического факультета МГУ; Виктор Хруль, кандидат филологических наук, доцент кафедры социологии массовых коммуникаций факультета журналистики МГУ; Валерия Шумкова, преподаватель секции религиоведения департамента философии Уральского федерального университета; Алина Патракова, секретарь кафедры философии, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин СФИ, и другие.