Перейти к основному содержимому

Будущее туманно, но бояться не надо

Как медиа влияют на формирование религиозной идентичности, как ведут себя верующие в интернет-пространстве, кому выгодна и с чем связана эксплуатация религиозной проблематики в СМИ – эти и другие вопросы рассматриваются в исследованиях Аналитического центра S-t-o-l.com и Уральского федерального университета, представленных на научно-практической конференции «Религия в медиапространстве» в СФИ.
Авторы исследования «Формирование дискурса о будущем России религиозными медиа» Ольга Борисовна Солодовникова и Алина Юрьевна Гарбузняк, ведущие конференции Маргарита Васильевна Шилкина и Анна Борисовна Алиева

Авторы исследования «Формирование дискурса о будущем России религиозными медиа» Ольга Борисовна Солодовникова и Алина Юрьевна Гарбузняк, ведущие конференции Маргарита Васильевна Шилкина и Анна Борисовна Алиева

Исследование Аналитического центра S-t-o-l.com «Формирование дискурса о будущем России религиозными медиа» – часть более широкого проекта, посвященного выявлению образа будущего России в медиадискурсе. Как рассказали авторы исследования кандидаты философских наук Ольга Солодовникова и Алина Гарбузняк, исследование стартовало в сентябре 2017 продлится до января 2018 года. В выборку вошло около 150 текстов, примерно половина из них – с православных ресурсов.

«На сегодняшний день широкой дискуссии о будущем развитии страны по большому счету нет – ни в общественно-политических, ни в нишевых СМИ, – рассказывает Алина Гарбузняк. – В ряде публикаций затрагиваются перспективы решения отдельных проблем в будущем, однако эти высказывания носят фрагментарный характер».

При этом, как отмечают авторы исследования, практически для всех религий характерна реактивность по отношению к светскому дискурсу. «Разговор о будущем России начинается с отсылки к светским СМИ, – говорит Ольга Солодовникова. – Даже католики, высказывающиеся с позиций планетарного масштаба, не имеют своей повестки сверх либерально-демократической».

Меньше всего проблематика будущего России представлена в буддистских и исламских материалах. «Анализ этих ресурсов показывает, что стоящие за ними религиозные общества не рассматривают себя субъектами этой дискуссии, а выступают с позиций корпоративных интересов, – рассказывает Алина Гарбузняк. – Они говорят не столько о будущем России, сколько о будущем своей общности, своей диаспоры. Гораздо больший интерес для нашей темы представляют христианские СМИ, для которых совершенно не характерна риторика меньшинств».

В рамках исследования удалось выявить особенности православного, католического и протестантского дискурса. В частности, протестантские сайты нередко связывают будущее России с возможными гонениями. Для православной церкви, по словам Ольги Солодовниковой, характерны «озабоченность темой молодежи, с которой почти отождествляется будущее» и «терапевтический дискурс – не дается никакого образа будущего, но при этом внушается мысль, что не надо его бояться».

Вместе с тем, христианский и в частности православный дискурс трудно назвать монолитным, внутри него обнаруживается разнообразие и даже поляризация мнений.

Екатерина Ивановна Гришаева, автор исследования «“Я верю в Бога, но не в церковь”. Обсуждение де-секулярной политики Московского патриархата православными блоггерами»

Екатерина Ивановна Гришаева, автор исследования «“Я верю в Бога, но не в церковь”. Обсуждение де-секулярной политики Московского патриархата православными блоггерами»

Один из вопросов, по которым существуют разделения в православном сообществе, – оценка политики Московского патриархата. Эту проблему рассматривает Екатерина Гришаева, кандидат философских наук, преподаватель кафедры социальной философии Уральского федерального университета, в своем исследовании под названием «“Я верю в Бога, но не в церковь”. Обсуждение де-секулярной политики Московского патриархата православными блогерами».

«До этого о поляризации православного сообщества говорили в параметрах разных политических идеологий (либеральные/консервативные взгляды), – поясняет автор исследования. – Я исходила из другой постановки проблемы: как разные группы внутри православного общества определяют свое отношение к политической повестке РПЦ».

Исследование было проведено в 2012 году. Тогда, по словам Екатерины Гришаевой, мощную дискуссию в Интернете спровоцировало то, что церковь активно вмешалась в политический процесс, впервые открыто поддержав кандидатуру действующего президента на выборах.

В исследовании анализируются представленные в православной блогосфере мнения по поводу сближения церкви и государства, взаимодействия церкви и общества, политической активности церкви, внутрицерковных и приходских проблем, роли патриарха в церковной иерархии и жизни верующих. Были рассмотрены 30 рейтинговых православных блогов, на которых обозначены и религиозная, и светская политическая проблематика, выявлены лидеры мнений внутри ЖЖ и реконструированы основные идеологические тренды и смыслы, которые конституирующие групповые идентичности.

Изначальная идея исследования – посмотреть на медиа как на фактор религиозной жизни. «Медиа меняют существующие социальные практики. Мне было интересно, какие изменения внутри православного сообщества провоцирует блогосфера, – говорит Екатерина Гришаева. – Коммуникация в блогах – это контекст, влияющий на содержание озвученного в нем высказывания».

Помимо собственно медийных, культурных и религиозных факторов, следует учитывать и внешние, в том числе политические, напоминают специалисты Аналитического центра S-t-o-l.com, подчеркивая, что образ православия в СМИ формируется не только изнутри самого сообщества. Интересный парадокс: в российских общественно-политических СМИ наиболее распространен образ церкви как политического актора, например, за счет присутствия в политической повестке традиционалистских ценностей. «Однако этот дискурс задается скорее политиками, чем церковью, – поясняет Алина Гарбузняк. – Церковь здесь играет несколько пассивную роль, она лишь соглашается с их мнением, и часто лишь в лице своих руководителей».

Виктор Михайлович Хруль, кандидат филологических наук, доцент кафедры социологии массовых коммуникаций факультета журналистики МГУ

Виктор Михайлович Хруль, кандидат филологических наук, доцент кафедры социологии массовых коммуникаций факультета журналистики МГУ

Конференция «Религия в медиапространстве» была организована 22 декабря факультетом религиоведения СФИ совместно с Аналитическим центром S-t-o-l.com. В экспертном обсуждении представленных исследований приняли участие Маргарита Шилкина, кандидат философских наук, декан факультета религиоведения СФИ; Анна Алиева, кандидат социологических наук, старший преподаватель СФИ; Сергей Трофимов, кандидат социологических наук, заместитель декана социологического факультета МГУ; Виктор Хруль, кандидат филологических наук, доцент кафедры социологии массовых коммуникаций факультета журналистики МГУ; Валерия Шумкова, преподаватель секции религиоведения департамента философии Уральского федерального университета; Алина Патракова, секретарь кафедры философии, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин СФИ, и другие.

Сергей Вкторович Трофимов, кандидат социологических наук, заместитель декана социологического факультета МГУ

Сергей Вкторович Трофимов, кандидат социологических наук, заместитель декана социологического факультета МГУ

Валерия Александровна Шумкова, преподаватель секции религиоведения департамента философии Уральского федерального университета

Валерия Александровна Шумкова, преподаватель секции религиоведения департамента философии Уральского федерального университета

Контакты

Лицензия на осуществление образовательной деятельности от 29 декабря 2022 года
Свидетельство о государственной аккредитации от 26 января 2023 года
Свидетельство о церковной аккредитации № 26 от 1 декабря 2022 года

Все документы
Реквизиты СФИ

ИНН: 9701225665, КПП: 770101001
Р/с: 40703810838120100621 ПАО Сбербанк
К/с: 30101810400000000225
БИК: 044525225
ОКТМО: 45375000
ОГРН: 1227700696850
ОКПО: 74556262
ОКВЭД: 85.22

Ситуационный центр Минобрнауки по COVID-2019 («Горячая линия» с 8:00 до 20:00 по московскому времени): +7 (495) 198-00-00