Перейти к основному содержимому

Благословляет ли Бог священное насилие

«Как остаться христианином, читая Библию» – буквальный перевод заглавия книги американского библеиста Доминика Кроссана, которую обсуждали преподаватели, катехизаторы и студенты богословского факультета на межкафедральном семинаре в Свято-Филаретовском институте 29 сентября.
Глеб Ястребов, священник Георгий Кочетков, Владимир Якунцев

Задача сохранить, а если речь об оглашаемых – то обрести и умножить свою веру действительно непростая, учитывая, что в Библии немало смутительных мест, связанных с насилием, производимым над человеком и даже целыми народами во имя, а то и от имени всемилостивого Бога. 

«Во “Второзаконии” геноцид прямо заповедан, а в “Исходе” – реализован, – говорит переводчик книги Доминика Кроссана Глеб Ястребов, заведующий кафедрой Священного писания и библейских дисциплин СФИ. – Найти исторические и археологические аргументы и интерпретации комментаторов для объяснения трудных мест другим – не так сложно. Главная трудность в том, как объяснить их самому себе». 

Возводить геноцид к высшей неведомой премудрости, прозорливо смотрящей в будущее, оправдывать божью кару тем, что пострадавшие её заслуживали, списывать всё на пережитки древней жестокости – три самых неудачных способа объяснить «божественное» насилие в священных текстах. (Автор другой книги о насилии в Библии, Филипп Дженкинс, прямо называет эти ходы запретными.) 

«Я не приму Царство Небесное от Бога, который может изобрести ад. Такого Бога можно бояться. Но его нельзя чтить и любить, – пишет Доминик Кроссан. – С таким Богом нужно поступить так, как посоветовала когда-то давно миссис Иов». 

Эта категоричность побуждает учёного отправиться на поиски слова Божьего внутри Библии – называть её всю целиком «словом Божьим», по мнению Кроссана, некорректно. Он показывает, что образ Бога в Священном писании двоится. Как в ветхозаветном, так и в новозаветном тексте сосуществуют и сталкиваются разные подходы, которые видны, например, в отношении к собственности на землю, к рабству, к браку и даже к послушанию Творцу. Есть Авраам, который проявил абсолютное доверие Богу в своей готовности отдать любимого сына. С другой стороны есть Моисей, который препирается с Яхве, мешая Ему уничтожить евреев за поклонение золотому тельцу. 

При этом Священное писание нельзя превращать в «пятна Роршаха» – чернильные кляксы, в которых каждый волен видеть что-то своё, пишет Кроссан. Это касается не только индивидуальных произвольных толкований, но и идей, которые веками могут нести в себе целые сообщества, как светские, так и религиозные. У Библии есть своё сообщение. Оно сложное и имеет разные пласты. 

«Действительно, собранные в Библии тексты написаны не только в разных жанрах, разными авторами, в разные эпохи – они имеют и неодинаковую ценность, – говорит ректор СФИ священник Георгий Кочетков, – причём не только культурную, историческую, философскую, но и духовную». 

Если при изучении Библии как исторического источника важна фактическая и хронологическая достоверность древнего текста или его авторство, то на оглашении на первое место, с точки зрения катехизаторов, выходит именно эта духовная неоднородность Священного писания, в котором различимы и языческий пласт, и опыт Закона, и голоса пророков и самого Христа. Ни одним из этих пластов нельзя пренебречь, потому что человек в своём духовном пути ко Христу не может их миновать и должен научиться их не путать и не смешивать ни в Библии, ни в своей жизни. 

«Так, нам известны по меньшей мере три пути борьбы со злом, – говорит отец Георгий. – Самый прямой – путь духовной силы, когда ты одним своим словом, молитвой или даже образом можешь остановить ситуацию насилия. Но так всё же бывает редко – это путь жертвенной любви, готовой взять на себя последствия зла до конца. Второй путь – добрый пример, обращенный к совести другого; ну а третий способ – из двух зол выбирай меньшее, даже если это меньшее зло – насилие, например, вызов полиции. Только мы всегда напоминаем оглашаемым, что третий путь безблагодатный. И если ты применяешь его, то спроси себя, что с тобой случилось, что ты вынужден идти этим безблагодатным путём». 

Библия не обольщается насчёт человека, ни о его высоте, ни о глубине падений, и в ней запечатлен не только трудный опыт веры народа Божьего, со всеми его катастрофами, но и опыт веры самого Бога в свой народ и в человека. Веры ничем не оправданной и даже, иногда кажется, наивной. 

«Одно из самых непростых открытий, с которыми сталкивается христианин на оглашении – что не на всё воля Божья», – говорит Владимир Якунцев, руководитель Научно-методического центра по миссии и катехизации СФИ. Привычка думать, что у Бога всё под контролем, не даёт увидеть даже в Писании, что сам Бог сталкивается с сопротивлением и насилием и в мире, и в человеке, и Сын Божий заканчивает свою жизнь на кресте. 

Возможно, слово Божье, обращённое к человеческому сердцу, потому и опознаётся как данное свыше, что ставит перед ним трудные вопросы. Дурно отключать ум и совесть под гипнозом священного текста – и задача катехизатора не оправдывать жестокость и насилие, даже если Библия прямо приписывает их действию Божьему. Помогая оглашаемым встать на путь жизни по вере, которая сама по себе – предприятие рискованное, ни один катехизатор не может позволить себе преподавать готовые верные на все случаи ответы. В конце концов, они могут быть не известны не только ему, но и самому Богу, пока тот, кто спрашивает, не предложит ответ изнутри своей веры.