«Анатолий Андреевич Красиков нёс в себе ген христианской общественности»
«Для нас это большая утрата, – сказал первый проректор СФИ и председатель Преображенского братства Дмитрий Гасак. – Он был большим другом нашего института и был очень солидарен с тем, что делает в церкви и обществе отец Георгий Кочетков и всё наше братство. Сколько имел возможностей и сил, всегда нас поддерживал. Его сочувствие возрождению церковной жизни в России было подлинным и плодотворным».
Первый советский корреспондент, аккредитованный при Святейшем престоле, освещавший работу II Ватиканского собора, Анатолий Красиков в 1959-1964 годах заведовал отделением ТАСС в Риме, с 1966 года – во Франции, а с 1978 был заместителем генерального директора информационного агентства.
По возвращении из Италии в середине 1960-х годов он готовил диссертацию о II Ватиканском соборе, сдал кандидатские экзамены на философском факультете МГУ, однако узнав, что от него ждут «чётко ориентированного текста воинственно атеистической направленности», отказался от защиты. Уже в 1990 году, посвятив много лет изучению испанского опыта мирного перехода от франкистской диктатуры к демократии, Анатолий Андреевич защитил по этой теме докторскую диссертацию по истории международных отношений.
Но главная тема его исследований и научных публикаций – роль религиозного фактора в российской, европейской и мировой политике. Свой интерес к истории и культуре Европы сам Анатолий Андреевич связывал с тем, что в МГИМО слушал в переполненном зале лекции «старорежимного» академика Евгения Викторовича Тарле.
«Анатолий Андреевич – один из немногих людей в современной России, кого можно причислить к христианской общественности, явлению, о котором много говорили в начале XX века, но сейчас, увы, почти не говорят, – добавил Дмитрий Гасак. – Анатолий Андреевич, на мой взгляд, в себе это нёс. Единство христиан было для него вопросом, в котором он был жизненно заинтересован. Несмотря на то, что он работал на должности, предполагавшей следование жестким идеологическим установкам советского правительства, он был верующим христианином, настоящим русским православным человеком, обладавшим замечательными качествами отзывчивости и открытости. Когда мы встречались на разных конференциях в Европе и здесь в России, было видно, как его ценят и уважают самые разные люди – от представителей мирянских христианских движений до высших чиновников Ватикана. Его кончина – ещё один знак окончания не только XX века, но и времени постсоветской “оттепели” 90-х – начала 2000-х годов, времени, связанного с воодушевлением свободы».
Десять лет, с 1978 по 1988 год, Анатолий Красиков отвечал за информационное обеспечение празднования 1000-летия Крещения Руси, а в 90-х стал одним из создателей Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ.
«Друзей, как известно, не бывает много, а он был нашим настоящим другом, и это человеческое единодушие очень чувствовалось, – поделился Дмитрий Гасак. – Будучи одним из немногих в современной России людей, которые понимали, что такое христианская политика, разбираясь в церковно-политических вопросах, он помогал нам и советами, и знакомствами, зная, что для такого мирянского движения в Русской православной церкви, как Преображенское братство, и эта сторона жизни важна».
Сам Анатолий Андреевич в поздравлении СФИ с 30-летием так вспоминал о начале этой дружбы: «Моя первая встреча с “филаретовцами” произошла много лет назад. В советские времена существовал Морской музей, который занимал храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках. Вернувшись из-за рубежа, где мы побывали во многих интереснейших храмах, мы с женой моей Надеждой Степановной решили обойти московские храмы, тогда их было немного. И увидели, что в бывшем Морском музее готовится к открытию храм. Зашли в него и познакомились там с общиной храма, многие из её членов до сих пор являются преподавателями и сотрудниками Свято-Филаретовского института. Эта первая встреча, к счастью, оказалась далеко не последней. Я удостоился чести быть избранным в совет попечителей Института, где встретил многих своих коллег».
Уйдя в отставку с государственной службы в 1996 году, Анатолий Андреевич перешёл на работу в Институт Европы РАН, где до 2016 года возглавлял Центр по изучению проблем религии и общества. В 1997-2003 был президентом, а с 2004 – почетным президентом Российского отделения Международной ассоциации религиозной свободы.
«Если в нашей стране общественная жизнь не лишится окончательно христианских оснований, то профессиональный и человеческий опыт Анатолия Андреевича непременно будет востребован», – заключил Дмитрий Гасак.
Светлая память нашему другу Анатолию Андреевичу Красикову!