Перейти к основному содержимому

29 сентября конференция «О мирном и непримиримом противостоянии злу в церкви и обществе» продолжила свою работу в помещениях Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы

Enter caption here

29 сентября международная научно-богословская конференция “О мирном и непримиримом противостоянии злу в церкви и обществе” продолжила свою работу в помещениях Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы.

На заседании исторической секции прозвучали доклады, описывающие опыт противостояния злу в разные исторические эпохи как на Востоке, так и на Западе. Наибольшее число вопросов вызвали доклады прот. Павла Адельгейма и пастора Норберта Котовски.

“Жаловаться некому”. В докладе прот. Павла Адельгейма, известного исповедника веры советских годов, чаще всего повторялись именно эти слова, которые он слышал и от изломанного в сталинских лагерях духовника семинарии, и от старшины на зоне, и от государственных и епархиальных чиновников. В своем докладе о. Павел ясно показал структуру темного двойника Церкви, который представляет из себя разветвленную систему, опирающуюся на насилие. В соответствии со взглядами носителей духа этой системы, епископ не пользуется властью, а является ее собственником. “Епископ – бог в епархии и соперник Христу”. По многолетним наблюдениям о. Павла, клирики опасаются общения между собой. Каждый приход живет замкнутой жизнью. Объединяет всех страх перед епископом, а он подозревает всех в том, что его никто не любит. Созданные для организации общения епархиальные комитеты фиктивны, состоят только из председателей и нужны для “галочек” в отчете. Норма современной церковной жизни – беззащитность перед произволом епископа, который может пожизненно запретить в священнослужении любого, даже вопреки уставу. Практика частого перебрасывания духовенства с прихода на приход, ранее осужденная как неканоническая, сегодня получает слишком широкое распространение. К сожалению, дух системы вкрадывается не только в епархиальную практику, но и в общецерковные документы. Так, о. Павел привел в качестве примера “Временное положение о церковном судопроизводстве”, в соответствии с которым епархиальные суды и назначаются, и смещаются епархиальным архиереем, полностью ему подотчетны, не предполагают защиты и состязательности сторон. Эту же страшную тенденцию поддерживают и некоторые положения Устава об управлении РПЦ, закрепляющие “приватизацию власти в церкви за епископами” и узаконивающие практику перебрасывания с прихода на приход “ради церковной целесообразности”.

Пастор Норберт Котовски сумел обоснованно доказать в своем докладе глубокую связь богословия и пастырской деятельности Дитриха Бонхеффера с изначальной традицией лютеранской церкви. По словам докладчика, более всего богословски питало Бонхеффера наследие Матиаса Флатца, автора Магдебургского послания (1580 г.). “В ситуации исповедания веры нет безразличных с точки зрения веры вещей”. Вдохновляясь этим положением упомянутого послания, Бонхеффер обосновывал право христиан на сопротивление государственной несправедливости. Бонхеффер последовательно выступал против мнимого незнания и отрицал за христианами право на глупость. Отвечая на вопросы, Норберт Котовски с грустью заметил, что наследие Бонхеффера часто лишь признается, но не воспринимается жизненно в лютеранской церкви. Главное внимание в послевоенном немецком богословии уделялось направлениям Рудольфа Бультмана и Карла Барта. Небольшая группа немецких богословов начала всерьез изучать идеи Бонхеффера сравнительно недавно.

Интересными личными свидетельствами о церковной жизни 60-80 гг., об опыте противостояния советской тоталитарной системе поделились игумен Иннокентий (Павлов) и архимандрит Августин (Никитин). В частности, о. Августин вспомнил, как в 1983 г. он, будучи инспектором Ленинградской духовной академии, пытался спасти от исключения трех студентов (одним из которых был нынешний ректор СФИ и главный организатор конференции свящ. Георгий Кочетков), задержанных за миссионерскую деятельность. Также он вспомнил некоторые яркие примеры коллаборационизма в этих духовных школах.

Работа философско-богословской секции началась докладом зав.кафедрой философии и гуманитарных дисциплин и преподавателя СФИ Г.Б. Гутнера “Зло как способ отношения к истине”. Докладчик считает, что на пути познания истины необходимо суметь избежать как релятивизма, так и догматизма, представляющего, по мнению Г.Б.Гутнера, наибольшую опасность на этом пути. Разрешение же этой антиномии невозможно без выхода в область трансцендентного.

Свящ. Патрик де Лобье (Женева) выступил с критикой философии постмодернизма, прежде всего Фуко и Деррида. Название доклада – “Триумф софистов: еще одно лицо князя мира сего” – красноречиво раскрывает его содержание.

Оба доклада вызвали оживленную дискуссию, продлившуюся в кулуарах, где прозвучали некоторые интересные замечания по существу докладов (так, Н.А. Струве счел подход свящ. Патрика де Лобье ярким выражением лишь одной из традиций западной богословской мысли – томизма, чей излишний рационализм мог быть одной из причин возникновения как раз тех секулярных философских систем, которые подверг справедливой критике о. Патрик).

Сотрудник Отдела религиозного образования и катехизации МП, главный редактор журнала “Путь православия” и радиостанции “Логос” В.А. Никитин в своем докладе “Национализм и вселенскость. Призвание церкви” обратил внимание собравшихся на разные оттенки, которые вкладываются в истолкование понятия вселенскости, часто воспринимаемого лишь в территориальном аспекте. Он также напомнил, что “хорошего национализма не бывает”, и положительной категорией в этом контексте является лишь патриотизм.

Религиовед Б.З. Фаликов (Москва) продолжил неоднократно возникавшую в ходе работы секции тему секуляризма. Он связал идеологическую псевдорелигиозную истерию с наследием тоталитарных режимов XX века. Обратившись еще дальше в прошлое, ученый заметил, что рационализм, породивший то, что мы называем сегодня толерантностью, не смог стать ее надежным гарантом. “Истоки истерии глубже разума, и противоядие должно лежать там же” – заметил докладчик. Однако, по его мнению, в современном мире религии плохо справляются с задачей противостояния насилию и нетерпимости, и часто роль некоего противоядия здесь может взять на себя ответственное искусство. Продолжая эту мысль, докладчик привел несколько примеров из сферы современной драматургии.

На секции также прозвучали доклады, касавшиеся проблем секуляризации церковного искусства, специфики взгляда на проблему зла со стороны психиатрической науки и др.

Последний день работы конференции, 30 сентября, будет проходить в актовом зале Института философии РАН. В программе – семинар “Закон Божий и закон человеческий как способ противостояния злу” и заключительное пленарное заседание

Информационная служба СФИ

Все новости